Речная почта

Jun 22, 2021 11:01

Перед тем, как отправиться на речную прогулку по каналу имени Москвы, мы с мужем заглянули в здание Северного речного вокзала, чтобы воспользоваться услугами речной почты. Это был проект, приуроченный к открытию навигации: любой желающий мог написать адрес получателя и опустить тематическую открытку в почтовый ящик.




Мечтая сохранить в памяти речное настроение и желая поделиться им, мы отправили две открытки - себе (сохранить) и маме (поделиться).

Оценивая вероятность попадания к адресату, я, честно говоря, думала о речной почте как о голубиной. Опустив открытку в ящик, я тут же о ней забыла.

После того путешествия прошло несколько недель, и вот на днях мама сообщает, что получила наше послание. Удивительно!

Сказать, за какое время открытка проделала путь от Северного речного вокзала в Москве до маминого дома в Зеленоградске, сложно, поскольку мама далеко не каждый день проверяет почту. Возможно, открытка пролежала в почтовом ящике не один день.



Сейчас мы привыкли к электронной почте, молниеносно доставляющей адресатам все наши послания, а привычную почту с бумажными письмами, открытками и прочими отправлениями мы считаем медлительной и ненадежной. Особенно, когда вспоминаем времена, когда других вариантов обменяться информацией не было.

Так ли это?

Я была весьма удивлена, когда узнала, что еще в начале XV века в Восточной Пруссии расстояние в 200 километров пешие гонцы преодолевали за 4-5 дней.

При этом они шагали только днем (разумеется, сменяя друг друга).

Конечно, расстояние между Москвой и Зеленоградском больше в пять с лишним раз, однако его доставка более не осуществляется пешими силами.

Кстати, тогда же, в начале XV века, существовала и более быстрая почта - срочное письмо доставлялось из Кёнигсберга в Эльблон (сейчас это польский город) всего за 14 часов, то есть со скоростью 200 километров в сутки. Несрочная почта работала со скоростью 50-60 км/день.

Такой расторопный сервис существовал не только в экономически развитой Восточной Пруссии. Я пишу о ней не потому, что считаю эталонной, а просто в силу своего интереса к истории мест, которые люблю.

Даже в Москве в начале XVI века были почтмейстеры с определенным числом лошадей для того, чтобы гонец без замедления мог вскочить на готовую лошадь и броситься доставлять корреспонденцию. Правда, гонец должен был быть царским, а послание - государственной важности.

С середины XVI века в России начали появляться первые признаки современной почты, за что следует поблагодарить Вана Сведена, голландского предпринимателя, получившего право доставлять купеческие грамоты за границу и снабжать князей заграничными новостями. Так началось неторопливое присвоение передового европейского опыта, ускорившееся только при Петре I.

В те же годы, что по Руси скакали царские гонцы (1520-е), на месте Тевтонского ордена возникло Прусское герцогство. Политические преобразования вызвали и реформу службы связи. Тогда в обиходе закрепились слова «пост» (почта) и почтальон, которые мы активно используем до сих пор.

Прусская почтовая система была очень эффективной, доступной разным слоям населения и весьма быстрой.

Судите сами: в середине XVII века письмо из Амстердама в Кёнигсберг шло 12 дней, из Берлина - 4 дня, а из Тильзита (сейчас он называется Советском) - сутки. И это не срочной, а обычной гражданской (не военно-полевой, не драгунской и не царской) почтой, работающей в стандартном режиме!

Скорость, достойная восхищения!

Почтовые курьеры носили письма в непромокаемых сумках, деревянных бочках или металлических банках. Они двигались пешком или верхом на лошади, и очень часто брали с собой собак (для защиты от разбойников). Очевидно, что работа было сложной и опасной, поскольку доставка гражданской корреспонденции не прерывалась даже во время военных действий.

На постоянных почтовых маршрутах для определенных расстояний имелись фиксированные тарифы, но за ненастье, тяжесть груза и доставку денег курьеры получали доплату. В качестве писем и посылок принималось практически все. За непунктуальность в выполнении заказа накладывался штраф.

Вся работа почты характеризовалась образцовым порядком, и это не удивительно, если национальными чертами являются пунктуальность, трудолюбие и честность.

В XVII веке почтовые сборы обычно оплачивали получатели писем, а не их отправители. Представляете, какие издержки терпели врачи и адвокаты, вынужденные оплачивать доставку писем с просьбами о бесплатных медицинских и юридических услугах? Вскоре такая система была признана неправильной, и расходы легли на плечи отправителей.

Окончательное решение вопроса нашлось во внедрении почтовых марок. В Пруссии первые почтовые марки ввели в 1850 году, но русские переняли марочную систему не у немцев, а у англичан, и с 1857 года мы все клеим на конверты знаки, подтверждающие оплату отправления.

Интересно, что на рубеже XVII-XVIII веков появился новый вид передвижения - путешествие в почтовой карете. Рациональные немцы решили совместить две услуги: доставку почты и перевозку пассажиров. Небольшие конные коляски, ранее перевозившие письма, разные пакеты и деньги, стали брать двух пассажиров.

В России первые почтовые дилижансы появились в 1820-е годы.

Когда я отправляю письмо за пределы родины, я не надеюсь, что оно долетит быстрее трех недель, а вот русский писатель Федор Достоевский в 1874 году был весьма раздосадован тем, что письмо его жены шло из России в Швейцарию восемь дней. Такие высокие требования были у граждан к почте.

Еще один примечательный факт: в начале ХХ века почтовые ящики, в которые люди опускали письма и небольшие бандероли, опорожнялись каждые два-три часа, а почтовые конторы работали с 7 утра до 8 вечера. Наш почтамт тоже работает целый день, но вот письма и открытки вынимаются из ящика реже.





Одним словом, я очень рада, что речная почта не подвела и доставила нашу открытку маме в Зеленоградск.

А вот второе отправление (самим себе) мы так и не получили. Наверно, еще время не пришло, ведь от Северного речного вокзала до нашего дома 17 километров.

Как думаете, придет открытка или нет?

Poll

заметки, история

Previous post Next post
Up