Общество конкурентного индивидуализма - вот, к чему мы пришли, непрерывно стремясь к успеху, под которым подразумеваем внешнее благополучие. С раннего детства теперь принято расхваливать ребенка и за конкретные достижения, которые потребовали от него усилий, и за сам факт существования на земле.
Захлебываясь одобрением, малыш привыкает к постоянному положительному оцениванию, и когда оно по той или иной причине уменьшается (обычно причиной становится взросление), ему делается дурно.
Хорошо ли, что теперь принято постоянно восхищаться ребенком, приговаривая «ай-да молодец», «как классно ты покакал», «ты самый лучший»? Думаю, что хвалить за все подряд - лучше, чем за все подряд критиковать, но угроза психологическому здоровью есть и в том, и в другом случае.
Оценивание - очень опасная вещь. И принципиальной разницы между позитивным и негативным оцениванием нет.
Общество, в котором людей постоянно оценивают и делят на «сорта» (пусть даже все будут отнесены к «высшему сорту»), вынуждает человека постоянно подтверждать свою ценность.
Что мы получаем в итоге?
Первым следствием становится замещение дружбы и поддержки борьбой друг с другом. Даже маленький ребенок быстро схватывает простую мысль: количество призов ограничено, и те, что есть, достанутся лучшим. Зачем он будет поддерживать своего сверстника, если понимает, что тот претендует на те же приятности, что и он сам?
Все не могут быть отличниками, не могут войти в авангард (так называемый «закон Парето» проник во все сферы жизни), не могут сесть на первый ряд, не могут войти в палату общин, значит, без мягкого или решительного оттеснения соперника не обойтись…
Вторым следствием является неуклонный рост перфекционистских установок.
Учиться в «обычной» школе становится почти неприличным, ведь «хорошим» родителям предписано определять ребенка в учреждение с ориентацией на высокие достижения. И даже если ребенок очевидно не тянет завышенные требования и усиленные нагрузки, родитель во что бы то ни стало старается его туда впихнуть, поскольку сам тоже заряжен на успех.
В вожделенном учреждении ребенка быстро «сделают лидером», то есть запрограммируют на перфекционизм и далее - на его неизбежные последствия: депрессию, тревогу и суицидальные размышления.
Негативных последствий новой тенденции - постоянно оценивать ребенка и отчаянно хвалить его за все подряд - множество. Я не привожу здесь их полный перечень, но мне кажется важным предупредить мам и пап о том, что перфекционизм, который формируется в результате такого воспитательного подхода, постоянно возбуждает социальные сравнения и неизбежно влечет за собой враждебность и повышает невротизацию.