На днях шла с работы в прекрасном расположении духа, любуясь городом высокой культуры быта. И вдруг откуда ни возьмись на безоблачном горизонте нашего общего благополучия появляется гражданин с признаками низкой социальной ответственности. Не могу сказать, что он едва держался на ногах. Нет, привирать не буду. В том состоянии гражданин мог еще часа два держаться вертикально, если ему, конечно, не улыбнется удача.
А удача ему не улыбалась.
Он обращался с одним и тем же вопросом ко всем прохожим, даже не утруждая себя оценкой их потенциального милосердия, и получал ответ, который очевидно можно считать не-удачей.
- Помоги на пиво! Ну, мужик! Ты мужик или нет?! - кричал он, напирая ударением на «жик».
Но мужики проходили мимо…
Предвидя неизбежное, я слегка изменила траекторию, однако попытка уклониться от контакта была пресечена.
Перехватив меня на пике моего замысла, гражданин начал умолять:
- Не на водку ж прошу! На пиво! Ты что - пиво не пьешь сама, что ли?
Я ответила честно (и вам признаюсь: не пью) и пошла дальше, придав своему лицу предельно беспристрастный вид. Мои алкогольные пристрастия гражданина не интересовали, поскольку он не мог терять драгоценного времени и уже приставал к следующему прохожему:
- Помоги на пиво! На пиво ж прошу!!!
Остаток пути я думала о том, каким образом формируются мысли в голове этого человека?
Глядя на ситуацию его глазами, можно испытать недоумение: почему все эти чистые, сытые обладатели денег отказываются поделиться какой-то драной копейкой? Неужели рубль, пять или десять представляют для них проблему? Ведь человек просит совсем мало, и не просто так, а на пиво, то есть на предмет первой необходимости.
Можно возразить, заметив, что в подобных головах нет ничего, кроме пустоты. Да, внешний вид не обнаруживал интеллектуала, но какая-никакая мыслительная деятельность у него же имеется!
Весь огромный мир в его восприятии сужен до текущей ситуации и того желания (выпить пива), которое он испытывает. Ни совестливых сомнений, ни тактических уловок, ни минимального учета ситуации - только одна примитивная цель и неуклюжие попытки ее достижения.
По мере удаления от места, где пересеклись наши пути, я все плотнее приближалась к мысли о том, что в чьих-то глазах наши мысли - мысли чистых, сытых, благополучных людей - возможно, выглядят столь же примитивными, какими кажутся мне мысли этого пьяницы. Со стороны наши заботы и чаяния так же ничтожны и мелки, а попытки получить желаемое - не менее кургузы и нелепы. И суета, которую мы демонстрируем во многих жизненных ситуациях, столь же неуместна и некрасива.
До дома я дошла, растеряв всю свою безмятежность. Наверно, зря. Надо было сохранить чувство превосходства и отогнать от себя мысли о том, что все мы очень похожи.