Пропустим барабанную дробь и фанфары и немедленно приступим к оглашению отгадки на вчерашнюю головоломку.
А головоломка, между прочим, является таковой только для современного читателя - для домохозяек 1900-х годов уксуснокислый глинозем, нефтяные остатки, серно-глиноземная соль и канифоль не были экзотикой. И тонкое волосяное сито с отмученным песком у них всегда были под рукой, как у нас ополаскиватель для посудомоечной машины.
Петр Петрович Сойкин, напечатавший книжку домашних советов, об этом знал, иначе, имея огромный книгоиздательский и торговый опыт, он бы не взялся за тираж.
Когда я мысленно переношусь в те далекие годы, в моем воображении возникает картинка беспрерывных бытовых проблем, вынуждающих обывателя приспосабливаться к дискомфорту и проявлять сноровку. Очевидно, что, не имея иного опыта, наши предшественники не грустили по этому поводу, а воспринимали трудные условия жизни как естественные, но мы-то знаем современные бытовые стандарты и потому можем посочувствовать поколению 1900-х.
Представьте, что у вас одно пальто, одна пара ботинок и одна шляпа, предназначенная для защиты головы и от холода, и от ветра, и от воды.
И то единственное пальто, которое вы носите годами в связи с отсутствием массового производства верхней одежды, вы вынуждены надевать и ранней весной (никаких курток!), и поздней осенью (никаких плащей!).
Да, пока на улице светит солнце, вам комфортно и приятно в одежде, пошитой из натуральных тканей (синтетика войдет в обиход через полстолетия), но вот наступает ненастье. Ветер и дождь не церемонятся с вашими костюмами и платьями…
И тогда вы берете ядровое мыло, приливаете к нему раствор серно-глиноземной соли и так далее…
Да, дорогие друзья, все эти сложные манипуляции с асфальтом и нефтью производились с единственной целью: придать ткани водонепроницаемость!
Первый рецепт описывает как сделать непромокаемыми хлопчатобумажные ткани, второй - брезентовые.
Конечно, вы можете высокомерно напомнить всем, кто жил в начале ХХ века про Чарльза Макинтоша, случайно открывшего свойство каучука делать вещи влагостойкими, и Томаса Берберри, усовершенствовавшего случайную находку, но я вам не советую так поступать.
Во-первых, вас не услышат.
Во-вторых, есть большая разница между открытиями и широкой практикой их применения. Думаю, что сто лет назад одежда из водонепроницаемых тканей не относилась к категории общедоступной, что и обуславливает актуальность советов, подобных тому, над которым мы ломали голову.