Навестить высоту Мюллера

Mar 10, 2024 11:01

Накануне женского дня, освободившись от тягот ранних подъемов, мы отправились на Куршскую косу. Поехать туда я захотела давно - сразу, как съездила в последний раз несколько лет назад.

Препятствием для осуществления мечты была глубокая привязанность к Зеленоградску со стойким нежеланием покидать его даже на несколько часов, о котором я докладывала несколькими днями ранее.

А 7 марта, заручившись поддержкой мужа, мне удалось взять волю в кулак и составить такой план поездки, который полностью оправдал мои ожидания.

В этот раз мы решили съездить на косу на автобусе (раньше пользовались арендованным автомобилем или услугами такси), и этот вариант оказался даже удобнее, чем мы предполагали.

Поскольку красоты природы, которыми Национальный парк «Куршская коса» радует путешественников, не может передать ни одна фотокарточка, я не старалась запечатлеть живописную атмосферу этого уникального места.

Это чудесное Королевство Тишины и Покоя надо видеть, слышать и ощущать всеми органами чувств.

Мой рассказ - только про поездку.

Выспавшись после череды ранних пробуждений, мы позавтракали и отправились на автобусную станцию. Нюрочка не смогла оторваться от мягких перин даже после бодрящей порции утреннего кофе и предпочла провести день дома.

Автобусная станция в Зеленоградске расположена рядом с железнодорожным вокзалом.

В отличие от некоторых подобных мест, на ней идеально чисто (как и во всем городе), тихо и несуетно. Здесь вы не почувствуете волнения и спешки, которые обычно сопровождают отправление в дальний путь. Все участники движения учтивы и приветливы.

И транспорт, и пассажиры двигаются медленно и плавно, причем транспорт - строго по расписанию.

По Куршской косе курсирует автобус № 210. На маршруте работают как микроавтобусы, так и крупногабаритные модели.

Изучив расписание, я выбрала рейс в 9:40.

Видимо, в это время поток пассажиров обычно невелик, поэтому на линии оказался микроавтобус.

Сигналом к началу движения стала не фактическая загрузка салона, а расписание. Мы тронулись ровно в 9:40.

Желающих доехать до косы оказалось чуть больше, чем посадочных мест, поэтому некоторое время (до первой остановки на косе) три пассажира стояли.

К тэгу «что почем»: проезд от городской автобусной станции до озера Чайка и высоты Мюллера, на которую мы направлялись, стоит 124 рубля. Оплата производится при выходе, через терминал у водителя.

При пересечении контрольно-пропускного пункта в салон заглянул сотрудник Национального парка в униформе. Он попросил пассажиров, которые планируют выходить на экологических тропах, приобрести билеты на официальном сайте парка, выбрав опцию «пешком».

Забегая вперед, скажу: билеты никто нигде не проверяет. Их приобретение - дело чести и совести путешественника.

Мы немедленно зашли на сайт и оплатили свою прогулку, но как поступите вы, решать вам.

Просто подумайте, чем вы будете довольны больше: тем, что сэкономите 300 рублей, или тем, что останетесь добропорядочным и честным человеком?

Нужная нам остановка находится на 32-м километре заповедной песчаной пересыпи. Время в пути составило 50 минут, но они пролетели очень быстро, так как за окном проплывали живописные пейзажи, от которых было сложно оторвать взгляд.

На небольшом удалении от шоссе на протяжении всех тридцати двух километров между деревьями мелькала велодорожка. Не знаю, продолжается ли она далее, но и этого расстояния вполне достаточно для хорошей велосипедной прогулки.

Выбор высоты Мюллера у меня носил сугубо личный характер. Эта точка менее популярна у туристов, чем высота Эфа, но я испытываю к ней особые чувства.

Природа, поглощающая все звуки, ее скромная роскошь и очарование, сошедший со страниц сказок лес и ощущение благословенного уединения - все здесь совпадает с моими представлениями о совершенстве.

До смотровой площадки, расположенной в наивысшей точке дюны Крутой, или Брухберг (44,5 метра над уровнем моря), можно дойти по двум экологическим тропам. Как вариант: туда пойти по одной, обратно вернуться по другой.

Одна тропа представляет собой широкую лесную дорогу, вторая включает лестницу.

Муж насчитал 250 ступеней, после чего я уговорила его вернуться на землю.

Для путников со слабым сердцем вдоль лестницы установлены скамьи. На них можно отдохнуть и вспомнить о важности регулярных кардиотренировок.

Со смотровой площадки открывается панорама Куршского залива, Балтийского моря, озера Чайка и леса. К озеру можно подойти совершенно свободно (и мы это сделали), поскольку оно находится в двух шагах от той же автобусной остановки по правую руку от шоссе.

Вдали виден поселок Рыбачий, ранее называвшийся Росситен.

Очень удобно, что необходимый минимум информации путешественники могут почерпнуть тут же. Я люблю такие наглядные материалы, особенно, если на них отмечено наше местоположение.

Поразительно, но все, что растет вокруг, держится на тонком плодородном слое, покрывающем песок.

Укреплять с помощью зеленых насаждений песчаные дюны, постоянно наступавшие на водоемы и поселки, придумал главный королевский лесничий Людвиг Вильгельм Мюллер. Лесопосадками под руководством талантливого геодезиста в 1882 году была остановлена разрушительная деятельность дюны Брухберг, надвигавшейся на жилые дома поселка Росситен.

На памятном камне, чудом обнаруженном после десятилетий забвения, высечена фамилия гениального лесничего и год окончания лесопосадочных работ на Брухберге.

Прожив долгую и активную жизнь, Людвиг Мюллер внес огромный вклад в изучение лесов и водно-болотных угодий Восточной Пруссии, но главным его изобретением считается закрепление движущихся дюн.

На прогулку по склонам высоты Мюллера у нас был час - за это время микроавтобус, на котором мы ехали, добирается до Морского (приграничного населенного пункта), разворачивается и едет в обратную сторону.

Конечно, можно было погулять по экологическому маршруту и больше (до следующего рейса), но я вас уверяю: одного часа вполне достаточно, так как высота находится в семи-восьми минутах от остановки.

За это время мы не только неспеша прошли по маршруту и посидели на смотровой площадке, тщательно изучив все информационные плакаты, но и подошли к озеру Чайка. Водоем не менял своего исторического названия, ранее он носил имя Мёвенбрух, что означает - Чайковое болото.

На берегу оборудован прекрасный помост со смотровой площадкой.

Когда мы находились на озере, вокруг не было никого, и это неповторимое чувство «наедине с природой» навевало мысли о вечности.

Ровно в 11:23 к остановке подъехал наш автобус. Обратно мы ехали в компании рыболова.

Во время поездки водитель привлек наше внимание к лисице. Местные лисы иногда садятся на проезжую часть, чтобы вынудить автомобиль снизить скорость и остановиться. Их цель банальна - попрошайничество.

Избалованные большим потоком щедрых туристов, лисицы ленятся добывать пищу своими силами, но я спешу вас предупредить: кормить диких животных, населяющих косу, категорически запрещено. За нарушение этого запрета накладываются штрафы.

Через двадцать пять минут мы вышли в маленьком поселке Лесной, ранее называвшемся Заркау. Его особенностью является нахождение в самой узкой части косы (здесь она порядка 400 метров).

От Лесного до Зеленоградска - всего 11 километров.

В поселке есть почтовое отделение, продовольственный магазин, дом культуры (на 8 марта в нем был запланирован праздничный концерт) и несколько десятков жилых домов разной степени роскоши.

Гуляя по тихим улочкам, можно увидеть и скромные избушки, и величественные особняки. В среднем жилье выглядит прилично.

Мне больше остальных понравился этот дом.

На одном из участков мы заметили причудливые сооружения, сделанные, фактически, из мусора. Если честно, я скептически отношусь к подобному народному творчеству и откровенно недолюбливаю клумбы из покрышек. На мой взгляд, сколько бы их не превращали в лебедей, они все равно остаются хламом.

Однако на своем участке каждый волен засоряться, как хочет.

Местной достопримечательностью является маяк, сооруженный в 1982 году. Он стоит на берегу моря и в ясную погоду его отлично видно с нашего променада.

Маяк был здесь всегда, но основание предыдущей версии в середине 1970-х подмыл сильнейший шторм.

В Лесном от Балтийского моря до Куршского залива, который представляет собой треугольную лагуну - пять-семь минут ходьбы, но как сильно отличаются два водоема.

В отличие от морской, вода в заливе пресная и не такая прозрачная. Ее уровень выше уровня моря на 12 сантиметров. Таким образом, пресная вода постоянно подмешивается к соленой и разбавляет ее.

На заливе обитает большое количество птиц. Местный лебедь привык к повышенному вниманию туристов и ежедневным фотографическим сессиям, а гиды пользуются его снисходительностью, позволяя чужакам кормить птицу с рук.

Из Лесного в Зеленоградск мы возвращались на большом автобусе (с тем же номером 210).

Время в пути составило всего 10 минут.

На следующий день я увидела этот автобус на городской остановке.

Если увидите его, смело садитесь и езжайте на Куршскую косу! Там чудесно.