Часть шестая. Водопады и форель.

Sep 01, 2008 16:52

Северный склон Алатау довольно влажный - буквально по каждому ущелью течет вполне полноводная речка. Наверное, поэтому ущелья густо поросли всевозможной ботанической радостью. Наш очередной день в Алма-Ате начался с довольно длительной поездки в дальнее ущелье к водопадам. Наверное, подсознательно я ожидала чего-то совсем дикого, но нас ждал вполне цивильный пост со шлагбаумом на въезде в национальный парк, где потребовалось заплатить некую сумму за вход. Вдоль дороги постоянно попадались симпатичные кафешки, и просто одиноко стоящие юрты с надписью на картонке "кумыс, беляши, шурпа". Дорога шла вдоль довольно бурной и очень живописной речки. Изредка попадались передвижные горные пасеки - штук 20 ульев в грузовичке, там же можно было купить и замечательно вкусный горный мед. Медом нас активно кормили и Саит с Мярьям, но там совсем уж был эксклюзивный эксклюзив - дядечка чуть не на собственной спине поднимает весной десяток ульев на альпийские луга, гонит мед, собираемый пчелами с альпийского разнотравья два-три раза за лето, всего получается десяток трехлитровых банок, и продает он их только старым близким друзьям.

Наконец, мы доехали до моста через ту самую речку, дальше надо было пешком, потому что дорога поворачивала направо, а нам надо было налево. И тут я поняла, что мне приснился этот, как его... толстая полярная лиса, короче. На Медео, по крайней мере, был асфальт. Здесь, почти под 40 градусов, уходила вверх каменистая тропинка, скрывавшаяся за ближайшей скалой. Однако любимый муж не оставил мне времени для колебаний, и любящим пенделем подпихивая под пятую точку, погнал меня в гору. Дорожка, вопреки ожиданиям, тоже оказалась вполне благоустроеной - в опасных местах стояли перильца, под раскидистыми деревьями были столики с лавочками, специально для дохлых туристов. Те места, куда лезть не рекомендовалось, были отгорожены от дорожки колючей проволокой. За время пути нам несколько раз пришлось пересечь неширокий ручей, приток реки, вдоль которой мы ехали. Переходы были явно рукотворные, хоть и незамысловатые - просто крупные камни, положенные поперек течения. Вода протекала где-то между ними.



Постепенно перестав пугаться крутых горок, я смогла обращать внимания на местные красоты, а посмотреть было на что - густые заросли диких клематисов, частью цветущих, частью покрытых уже лохмато-пушистыми семенами, стелющаяся сплошным зеленым газоном по скалам арча (это местное название одного из видов можжевельника), дикий терн, принимающий причудливые бонсайные формы, горный боярышник с ягодами всех оттенков, от желтого до почти черного, и многое другое, что я определить не смогла. Горная эфедра, со своими сизо-серыми хвощевидными побегами, росла большими зарослями, не подозревая, что она - редкое растение. Впервые в жизни я видела, как привычная полынь растет в горах полукустарниковой подушковидной формой. Полно было и вполне привычных растений - вдоль ручья пышно цвели полевые герани, высокая, по колено, мята на жарком солнце пахла совершенно одуряюще, и весь этот коктейль запахов горного воздуха, холодной ледниковой воды и такого почти субтропического разнотравья был настолько ни на что не похож, что ощущался чрезвычайно остро, как необычная музыка. То вдруг в него врывалась хвойная нота, то фруктовый аккорд, а то полынь брала мощное крещендо.



Водопад открылся внезапно,за очередным поворотом. Ну, что про него сказать... С одной стороны - водопад как водопад, если кто видел. :) С другой - масса воды, падающая вниз с приличной высоты изрядно завораживает. Я видела равнинные водопады, Кивач, например, или вот в Латвии, не помню, как называется, и в Ленобласти, на реке Оредеж. Там масса воды куда большая, но впечатление со стороны довольно спокойное - вроде как лениво вода переливается через край огромной кастрюли. Здесь же картинка дикая - и ручеек невелик, а подойти страшно, хоть некоторые из туристов вставали под струи - вроде как примета это хорошая. Потом на память принято повесить на какое-нибудь окрестное дерево лоскуток ткани - хоть от носового платка - в дар местным духам. Местные жители хоть и мусульмане, но многие языческие обряды соблюдают. Мы вовсю столкнулись с этим и в Киргизии - у всех красивых мест обязательно нижние ветки деревьев усыпаны тряпочками и ленточками всех видов.





Слева от водопада была изрядная каменистая осыпь, для безопасности огороженная колючей проволокой. Впрочем, от идиотов она спасти не может - парочка особо безмозглых полезла-таки в гору с непонятной целью. Им-то ничего, а вот тем, кто внизу... Здоровенный каменюка, сорвавшийся вниз с большой высоты, пролетел сантиметрах в 20 от ноги Саита, камень поменьше врезался в скамеечу и оставил вполне себе серьезную вмятину. Осторожный народ на всякий случай отбежал подальше. Было большое искушение дождаться, пока эта парочка идиотов вернется, и надавать им по шее, но поскольку времени оставалось не так много, мы решили не быть мстительными.



Путь обратно занял значительно меньше времени, и мы,добравшись до машины, двинулись к форелевому хозяйству. Я первый раз в жизни видела, как разводят ручьевую форель! Как известно, она нуждается в чистой, а главное - в проточной воде. Поэтому вода в специальные садки - бетонные желоба, с двух сторон огороженные железными сетками - подается прямо из горной речки по трубам, течет самотеком по желобу, и туда же, в речку, потом и сбрасывается, поэтому скорость течения в садке довольно приличная. Чем старше молодь форели - тем сильнее поток воды, чтобы рыба не расслаблялась, а нагуливала массу. Товарный вес - примерно полкило живого веса, когда большая часть форели в садке вырастает до требуемого размера, ее вылавливают, частью сажают в аквариумы, чтобы доставить в живом виде до ресторанов и дорогих супермаркетов, частью сразу выкладывают на лед для продажи. Те форельки, которые вес не добрали, отправляются на докорм.



Ну, и есть, конечно, аттракцион для туристов - как же без него. Отдельный садок, тоже с проточной водой,служит для того, что бы желающие сами ловили форель на удочку. Рыба оплачивается по живому весу - 500 тенге за килограмм, на наши деньги - 100 рублей примерно. Ее можно взять с собой, можно за смешные деньги на месте выпотрошить и почистить (80 тенге за рыбу), а можно сразу на месте запечь ее на углях и с урчанием сожрать, что мы, собственно, и планировали сделать. В первый раз в жизни я взяла в руки удочку! Ловят форель на консервированную кукурузу фирмы Бондюэль (не сочтите за рекламу, но я бы тоже на нее поймалась), хотя иногда она клюет и на голый крючок. Было видно, как рыбины ходят в воде, иногда почти всплывая на поверхность, как маленькие акулы. Рыбаков было изрядно, и понаблюдав какое-то время как они бодро таскают форелей, я приободрилась, и решила, что у меня тоже получится. И, таки, получилось! По крайней мере, первую форель поймала я! Точнее, она сама поймалась, я ее только вытащила. Саит помог мне снять ее с крючка, и дело пошло.



Оказалось, ловля рыбы - преувлекательнейшее и очень азартное занятие, конечно, когда она (рыба) есть. Я поняла, почему на входе висел строгий плакат:"Пойманную рыбу обратно в садок кидать запрещается!" Мы изначально решили, что мы ловим десять форелей - по три мужчинам, и по две - дамам. Больше всех поймал Саша - 5 штук, причем две довольно изрядных размеров. Я поймала 4, и одну Саит, причем я уверена, что он поддавался, только не поняла, как. :) В общем, искомое количество было выловлено минут за 40, после чего мы законопослушно взвесили добычу, сдали ее на кухню и сели за симпатичный столик с видом на горы. Да, интересное наблюдение - почти во всех уличных ресторанчиках и кафе в Алма-Ате и окрестностях ближе к вечеру предлагают посетителям за небольшие деньги пестрые китайские пледы-одеяла, очень теплые - все же горы, как-никак, и если солнце прячется, сразу становится довольно прохладно.

Ну что вам сказать про запеченную на углях форель? Под белое вино? Со свежей зеленью и овощами? Сказать, что это вкусно - не сказать ничего! Факт, что я совершенно незаметно и нагло слопала три штуки вместо предусмотренных двух, объев Саита - так это, небось, никого и не удивит. :) В общем, мы провели совершенно замечательный ранний вечер, и эти горы, и пирамидальные ели на склонах, и журчание воды, и плеск форели в садках, и неспешная беседа теперь навсегда останутся в моей кладовой самых приятных воспоминаний из разряда "будет что рассказать внукам".

На обратном пути мы ненадолго остановились возле ландшафтного питомника, где выращивают всякие разные растения, как местные, так и привозные.



Я, само собой, не удержалась, и машинально провела небольшую экскурсию по питомнику, и хоть уже больше четырех лет не работаю дизайнером, но поди ж ты - талант не пропьешь. :) По крайней мере, я вспомнила почти все названия, и даже дала пару консультаций по выращиванию.



Саша с нами в питомник не пошел - остался машину сторожить. :) Впрочем, нам еще надо было собираться перед отъездом на Исссык-Куль (билеты на автобус мы купили днем раньше), поэтому по питомнику мы гуляли недолго, пора было возвращаться в Алма-Ату.

отпуск-2008

Previous post Next post
Up