Основные подходы психотерапии

Dec 21, 2009 14:46

Со мною странное происходит: несмотря на то, что новогоднее настроение уже бурлит вовсю, и даже получены уже первые подарочки и открыточки, и диета состоит из мандаринов и праздничных блюд типа запеченого сибасса, в общем, атмосфера праздника уже нахлынула вовсю и не отпускает, - несмотря на всё это, психологические размышления идут своим чередом. ( Read more... )

основы

Leave a comment

arhetip_v December 21 2009, 12:41:55 UTC
Мне этот подход совсем не близок. Потому что я не понимаю, что такое "хорошая, неиспорченная" личность.

Reply

olga_podolska December 21 2009, 12:56:12 UTC
Ну, на юнгианском наречии это будет - "имеющая доступ к Самости", полагаю. :)

Reply

arhetip_v December 21 2009, 13:02:43 UTC
Ну, это уже перевод... От изначальной фразы веет нарциссизмом, хорошими и плохими, испорченными людьми-падлюками :).

Reply

olga_podolska December 21 2009, 13:12:21 UTC
Интересное воспринятие, про испорченных людей-падлюков... :)

Я восприняла наоборот, типа, все люди хорошие, а кто испортился под воздействием общества - тем можно посочувствовать. "Общество делает из нас невротиков" говорил В.Райх. Впрочем, он, кажется, тоже к гуманистической парадигме относился.

Reply

utro_vecher December 22 2009, 23:26:53 UTC
Райх целиком и полностью относился к неортодоксальному психоанализу.

Reply

olga_podolska December 23 2009, 09:25:37 UTC
Одно другому не мешает.

Одним из первых представителей гуманистической парадигмы явилась Карен Хорни, которая достаточно долгое время относилась ко вполне ортодоксальному психоанализу. :)

В то время даже телесная терапия - которой Райх родоначальник -психоанализом называлась. Неортодоксальным. Это уж потом фрейдисты возмущаться начали, и их оставили в покое с их названием, и перестали называть психоанализом любой анализ психики. Что, в общем, не вполне логично, ну да бог с ним.

Reply

utro_vecher December 23 2009, 09:46:43 UTC
Ну одно другому действительно не мешает: человек может и тем и другим и третьим пользоваться, но мы говорим о теории. И психоанализ от гуманистического подхода все же отличают в этом контексте. Иначе не было бы термина нового, "гуманистическая психология". И суть отличия в чем? Не в том, что хорош человек или плох, как Вы раньше написали. А в разных философских основаниях. В основе психоанализа лежит приход / расход энергии - там все пляшет от этого. Это ньютоновская физика, по сути. В основе же гуманистической психологии лежат теория поля и экзистенцилизм. И смешать сие невозможно, при всем желании. Ну, если не вдохновенно смешивать, а логически.

Reply

olga_podolska December 23 2009, 10:01:42 UTC
Классификаций, в том числе и классификаций различий психоанализа с гуманистами, может быть бесконечное количество. Может быть классификация по философским основаниям, может быть по оценке человека (плох или хорош), может ещё по чему-нибудь. И при этом они все могут быть верны, - хотя и полностью различны. :)

Reply

utro_vecher December 23 2009, 10:11:08 UTC
Ну безусловно. Но есть логика развития науки. Я исхожу из нее.

Reply

utro_vecher December 23 2009, 09:51:05 UTC
Ну и сюда же то, что Карен Хорни совершенно сразу относилась к неортодоксальному психоанализу, как только начала работать самостоятельно, а к ортодоксальному ни разу не относилась - разве что во времена ученичества.
А телесная терапия - это отнюдь не Райх, ибо телесная терапия имеет совершенно иные основания. А Райх - это чистой воды психоанализ до той поры, пока дед не додумался до оргона. Ну да на оргоне его уже и припаковали в места не столь отдаленные, так что этот этап его творчества, когда он крышей поехал, можно отбросить :)
Ну да ладно :)

Reply

utro_vecher December 22 2009, 23:26:01 UTC
Это Роджерс. У него родители были весьма религиозны, да и сам он учился в чем-то вроде семинарии, уже после этого подавшись в психотерапевты. Отсюда и этот подход, направленный на противостояние психоанализу. В психоанализе же имеется в виду, что человек изначально по своей природе несовместим с требованиями общества. Отсюда конфликт побуждений и требований, откуда - НЕИЗБЕЖНЫЕ психологические проблемы. По Роджерсу же изначальные побуждения человека никоим образом не противоречат требованиям общества, а, напротив, полностью с этими требованиями гармонируют - ЕСЛИ НЕ МЕШАТЬ человеку естественно развиваться. Соответственно, проблемы не обязательны, в отличие от психоанализа, но лишь возможны. В том случае если воспитание помешает проявлению изначально благостной :) личности, т.е. "хорошей". То есть, соответственно, не "испортит". Примерно так.

Reply

arhetip_v December 23 2009, 09:57:38 UTC
Ой, спасибо, Сергей. Хорошо объяснили. Я об этом подумаю. Заходите ко мне в гости, буду рада вашим каментам.

Reply

utro_vecher December 23 2009, 13:45:18 UTC
Благодарю.

Reply


Leave a comment

Up