Русалочка и корпоративные моральные нормы

Oct 23, 2013 12:00

... а тут и иллюстрация к вчерашнему разговору про моральные нормы подоспела!
Прелестная svetlana_panina проанализировала сказку о Русалочке:

Психология русалок
Русалка умирает дважды



Начинается все, вестимо, с созависимых отношений:
* * *
Психологи начинают грустно качать головой и тяжело вздыхать, когда им рассказывают об отношениях, в которых:

1. Больно, плохо, приходится много терпеть, болеть, но мысль о том, чтобы выйти из этих отношений даже не рассматривается, потому что ЛЮБОВЬ!
2. Смысл жизни сосредоточен в партнере. Без него - я всего лишь пена морская. Не женится - мне хана. Женился, но опоздал к ужину и пришел пьяный в женских трусах... Что? Нет, не возлюблю милого сковородкой по голове (Как можно?! Олдскульные русалочки на это никогда не пойдут!). Смиренно буду долго и мучительно умирать от мигрени. Каждую пятницу.
3. Существуют только желания партнера. Они выполняются в первую очередь. Потому что собственных желаний как бы и нет - я хочу того же, чего и партнер. Не то, чтобы собственных желаний нет совсем. Их есть. Но их ужасно сложно у себя опознать, а уж озвучить их кому-то другому и вовсе невозможно (язык-то отрезан). Хочу замуж, но не скажу. И если ты не догадаешься, что я хочу замуж, я умру. Да-да, от мигрени!
4. В истории отношений обязательно есть главы "Спасение утопающего", "Великая жертва во имя любви", "Вероломное предательство" и "Благородное прощение". Сказочники обычно умеют вовремя остановиться и в последнем абзаце главы про прощение убивают созависимого персонажа. Ну а что им остается делать, чтобы достойно завершить сказку? Психотерапевтов в сказках не бывает, а феи за такие сложные случаи не берутся, ведь в созависимых отношениях сказка начинается сначала, повторяя сюжет "спасение-жертва-предательство-прощение-спасение-жертва-предательство" по кругу.
5. В отношениях отсутствуют ясные границы "это ты, а это я; это твое, а это мое; это можно, а это нельзя". Есть только радужное, расплывчатое и изменчивое, как пятно бензина в луже "мы" и "наше" , причем второй партнер о том, что он на самом деле - "мы" и что у него есть что-то "наше" зачастую даже и не догадывается.

Часть I. А теперь про то, откуда растут ноги у русалок у созависимых отношений ... - ну, это прелюдия. Нам здесь и сейчас интереснее, каков же выход? Что нужно для того, чтобы выйти из созависимых отношений, и как это связано с корпоративными моральными нормами?

Инициирующая сказка не только предупреждает об опасностях взросления, но и дает "коды прохождения" этого квеста. Если герой остается жив и получает то, за чем шел, значит он все сделал правильно (как именно - читай в сказке, применяй к жизни). По наличию ключевых героев, сказка Русалочка - несомненно инициирующая. Но она, очевидно, все делала неправильно, раз утонула. Или нет?

Часть II. Это конец. А где же пистолет? (с)

...Принц женится на другой: женщине, которую полюбил, потерял, а потом снова счастливо нашел. В первую брачную ночь он уединяется с молодой женой, а Русалочку пытаются спасти сестры-русалки. Они предлагают ей зарезать волшебным ножом принца и тогда его кровь снова сделает ее русалкой. Опа! Искушение! Дорога назад - есть. И сейчас мы все узнаем, какого цвета кровь у Русалочки. Правда ли у нее любовь? Или все-таки созависимость? Ведь если Русалочка позволит быть принцу только хорошим (для этого он должен жениться на Русалочке и быть ей верным, обеспечивая ее физическое выживание), то это не любовь, это болезненная привязанность к мертвому объекту собственных фантазий - к мраморной статуе мальчика, "постоянно хорошему" принцу. А принц не чувствует подвоха, бесстыдно спит с новоиспеченной женой в открытом шатре на палубе. Русалочка во тьме ночной стоит над парочкой, занеся нож над головой. Если Русалочка убьет принца, который стал для нее "плохим" - она останется жить. Правда только в теле русалки. Человеком ей не стать уже никогда.

Русалочка смотрит на влюбленную пару и понимает, что принц действительно может иметь свои собственные желания. Быть "плохим" для нее, но "хорошим" для той, на которой женился. И она выбирает собственную смерть: выкидывает нож и превращается в морскую пену. Русалочка умирает во второй раз.

Код прохождения игры - позволить сказочному существу Русалочке умереть.

...То есть, чтобы стать человеческой женщиной, Русалочка должна перестать искать в принце ресурс для продления собственной жизни, дать ему право жить его интересами, но при этом не предавать себя, остаться верной своему выбору. "Я хочу любить человека, оставаясь человеком до последней секунды" - это выбор не русалки, а женщины. И совершив этот выбор, Русалочка окончательно перестает быть прибабахнутым морским созданием с недоделанными ногами. Она оплакивает себя беззаботную, но зависимую, невинную, но асексуальную. И как зависимая и асексуальная - умирает. А с первыми лучами солнца просыпается женой принца, воссоединившись с отщепленной частью себя и, может быть, побывав в заоблачном мире настоящего женского оргазма.

* * *
Иными словами, что мы видим?

Согласно моральным нормам русалочьей корпорации Русалочка должна была бы убить принца. Я вас уверяю, что вся желтая морская пресса наверняка смаковала бы подробности этого кровавого убийства, называя её героиней и всячески восхваляя.

Но она прислушалась к своим желаниям, оценила контекст происходящего, и... выбрала моральный шаблон из этических норм другой референтной группы - человеческой. Сознательно расставила приоритеты - в том числе, пренебрегая одним своим желанием ради другого, более высокого. Следуя внутреннему моральному императиву, а не общепринятым в её среде моральным нормам. По сути, прошла духовный кризис, и получила себе бессмертную душу ценой смерти сказочного существа Русалочки. И теперь люди (а не желтая морская пресса) читают о ней сказки и пишут анализы.

Собственно, этическая зрелость тогда и начинается, когда человек научается не тупо следовать шаблону, а каждый раз осознанно решать, какой именно шаблон в этот отдельный момент жизни будет наиболее конструктивным, и соотносить их со своими желаниями, выбирая подходящий.

И, кстати, вы же помните, что после духовного кризиса "у тех, кто выжил, появляются особые способности, и жизнь приобретает совершенно новое качество"? Ну, и вот:  "...Но мы, отдав концы, не умираем насовсем!" (с)

Еще по теме:
Любовь vs Любовная зависимость
Противоядие от злой любви
Духовный кризис. Часть 3

духовный кризис, зависимость, проблема выбора, любовь

Previous post Next post
Up