Жизель. Светлана Захарова и Сергей Полунин. Большой театр. 11.10.2015. Гениальное кроется в деталях.

Oct 14, 2015 18:23



Писать некогда, но все время прокручиваю в голове впечатления от увиденного, наверное все-таки надо выплеснуть. За прошедшую ударную неделю «Жизель» в БТ была моим третьим спектаклем с участием Захаровой и Полунина, включая Баядерку в Стасике и Спящую красавицу в Скале. Но этот третий спектакль стал настоящим апофеозом. Спектакль не был идеальным. Но был необыкновенно вдохновенным и чувственным. Великолепным. Конечно, высочайшее мастерство Светланы, Сергея и всей труппы Большого театра - гордость и невероятное наслаждение. Все принималась, виделось органичным.

Захарова и Полунин виртуозы с уникальным дарованием, индивидуальной манерой танца, роскошными линиями. Невозможной красоты руки, неповторимая кантилена и, уж простите, лучшие виденные стопы, в тандеме, на одной сцене - просто мой личный балетоманский рай.

Ранее 1ый акт в исполнении Захаровой не входил в число моих предпочтений, смущал эффект «аристократка старательно изображает наивную простушку». А в этом спектакле 11го октября мне удалось увидеть трогательную влюбленную девушку. Дуэт с Полуниным был изумителен. Пришлась по душе трактовка - искреннее чувство Графа.

Для Альберта Полунина встреча с Жизель в этот раз - не хладнокровный флирт. Он глубоко увлечен, и поддается порыву, испытывает невероятную нежность. И вправду влюбляется. Жизель светится от счастья, смущается, волнуется, ликует. Но уже в первом акте есть фрагмент, предопределяющий неизбежность трагедии. В момент разговора с матерью, когда та говорит о опасности танца, Жизель останавливается, и вдруг на какие-то мгновения обретает взгляд - облик виллисы. Обреченность на смерть. Уже позже, в момент трагедии, Альберт потрясенный, обвинивший Ганса, мечется, кидается к подружкам Жизели, с отчаянием вопрошая, почему никто не сказал, что она смертельно больна, что она может умереть. Альберт приходит к могиле потрясенный, потерянный и обреченный, встает на колено, склоняет голову и складывает руки в мольбе то ли о прощении, то ли о воссоединении. Он мечется ощущая присутствие любимой, пытаясь, но не имея возможности осязать ее. Она и до этого в мыслях не покидала его видением, а сейчас он истово взволнован, не понимая границ реальности, следуя за Призраком, а потом останавливаясь, понимая, что это невозможно, но не прекращая искать образ любимой глазами. Я увидела в этот раз, что Альберт не танцует ради своего спасения, а танцует потому, что рядом Она. И пока он чувствует ЕЕ, он будет биться, пытаться остаться с НЕЙ. И вся эта борьба с Миртой - пронзительное стремление хоть на миг оттянуть момент разлуки. В этой истории Альберт не уходит в свет спасенный и просветленный. Он остается там, рядом, с последним даром Жизели - лилией в руке, плащом оставленным на могиле.

Образы героев созданы филигранно и объемно. Диапазон найденных выразительных средств бесконечен. Множество нюансов, расставленных акцентов, мельчайших деталей - прикосновений, взглядов, точно найденных жестов, воздушных поцелуев, изменений темпов, замираний.
Так, в 1м акте у обоих героев улыбка не сходит с лица, и в танце, движении в мимике трепет и восторг настигшего чувства.
Вдохновленность, влюбленность Альберта поддерживалась и особенной пластикой. И запредельной амплитудой и остротой антраша с последующим приземлением в арабеск. Причем, несмотря на движение от Жизели, тело его направлено -тянется к ней. И фирменным приемом Сергея, контрастом на темпах, когда перед движением он на долю секунды приостанавливается, а потом вырывается в прыжок в ускоренном темпе, либо наоборот, начав порывисто, замедлятся. Это отличная краска для вербализации силы эмоции, создает эффект восторженности и эйфории.
Альберт Полунина в этот раз был особенно нежен и пылок. В сцене, где он ловит руку Жизели, она игриво ускользает, но он все-таки обнимает - ловит ее, и она замирает, счастливая и смущенная. А стремительные, воздушные вращения Светланы в диагонали навстречу зовущему, влекущему Альберту.

В сцене танца Альберта и Жизели, перед тем как у нее защемит сердце, граф Полунина так непривычно истово, юношески восторженно стремится в вихрь хоровода - чувства, но вдруг останавливается смущенный, и искренне взволнованный недомоганием девушки. Усаживает на колено, и успокаивая гладит по щеке.

Чудесный момент, когда Альберт «пререкается» с Бертой, пытаясь увести Жизель. Исполнение Сергея вызвало улыбку. Так искренне и нежно он тянет девушку за спиной матери, а как только взгляд Берты попадает на него - почтительно, но озорно делает приветственный поклон.

Поняла, что последние Жизели у меня были не в БТ, выездные в основном, поэтому позабыла, что Батильда не уходит во время столкновения с Жизелью в сцене сумасшествия, как это происходит в других редакциях. И хотя партия Батильды далее прописана несколько странно, она ожидает развязку, статично замерев, держа за руку кого-то из свиты. Но в целом это работает в пользу трактовки линии Альберта. Он, невзирая на присутствие невесты, рвется к «раненной» любимой, и его сдерживает «кордон» не только из оруженосца, но и нескольких кавалеров свиты. В других редакциях граф часто стоит неприкаянный, и дальнейший его визит на кладбище смотрится несколько нелогичным.

И просто сразила в этот раз сцена сумасшествия. Испуг, потерянность, и слезы в глазах Светланы. Пронзительно, до кома в горле. И Альберт, осыпающий поцелуями бездыханную девушку, мечущийся в отчаянии, пытающийся не отпустить ее, хотя бы держа в руках подол платья.

Выбор исполнителей крестьянского ПДД на мой взгляд не идеален, но Игорь и Дарья очень старались, и справились. У Даши нравятся руки, и мягкость и кантилена. Вторая часть ее вариации вообще чудесно получилась. Близко к моему внутреннему эталону - «эльф». Вдруг особенно отметила россыпь ярко исполненных деликатесных пантомимных сцен. Герцог в исполнении Алексея Лопаревича - еще одна драгоценность этого спектакля.

Второй акт заворожил безупречным танцем корды. И какие сказочные виллисы Ангелины Карповой и Анны Туразашвили. Девушки с изумительными линиями, пластикой, прыжком. Искренне надеюсь увидеть их в ведущих партиях, но мечта это не нова…

От Мирты Екатерины Шипулиной веяло холодом. Ее выход в мельчайшем па де буре, статной и потусторонней был многообещающим. Но в исполнении мне не хватило легкости и прыжка с продвижением. И приземления из зала смотрелись тяжелыми, мягко говоря.

Денис Савин в роли Ганса создал образ яркий, именно простовато крестьянский, проработанный и выразительный. И технически партия исполнена более чем достойно. Но во втором акте жестикуляция мне показалось чересчур активной, нарочито гротескной, а поэтому неорганичной. Я бы сказала, что немного переигрывал.

Жизель Захаровой во втором акте - надмирный бестелесный, истинно дух. Их дуэты с Полуниным создают полную иллюзию призрачности виллисы Жизели. Эта легкость, полетность, абсолютная безусильность поддержек, больше чем кантилена, тягучесть, текучесть движений. Фантастической красоты позировки и запредельная плавность и мягкость адажио. Станцованность дуэта изумительна. И партнер Сергей конечно фантастический. Он невероятно трепетен в отношении партнерши и преподносит ее как действительно парящий призрак, хрупкий и бесценный. Но были еще и истово соразмерно образу исполненная вариация Альберта, экстраординарные антраша, высоченные кабриоли, воздушные туры с безупречными приземлениями, и Полунинский прыжок с зависанием «как в замедленной съемке».

Я безмерно признательная Большому театру, записывающей компании, всем артистам за возможность увидеть такой балет на сцене лучшей сцены. А после закрытия занавеса, моя соседка изрекла «Кто-то смеет еще что-то говорить об уровне БТ…»

Это были мои ощущения из зала. Запись удалось посмотреть лишь вчера ночью. Расстроилась жутко. Это надо же было ТАК заснять ТАКОЙ спектакль. Безобразный ракурс. С этого «угла» не видна амплитуда и высота прыжка. Абсолютно. Я повторюсь, смотрела в зале из 3го ряда партера, в непосредственной близи. В записи прыжок у Светы отсутствует вовсе, хотя в реальности она просто парила, после выхода из домика феей пропорхала по сцене. Высоченный мягчайший прыжок Сергея тоже просто немыслимо «уплощен» и приземлен близкими ракурсами. После досадного падения Светланы, на мгновение замедлившись, но поняв что все в порядке, Полунин, взвил запредельно высоко, мы смеялись, говорили, что на адреналине взлетел под крышу БТ, но в записи и близко этого не видно. И понятно почему. Это редкая профессиональная находка снимать прыжок анфас. Выход Альберта во втором акте транслировать с дальнего ракурса, когда маленькая одинокая фигурка движется в гигантском пространстве громадной сцены, хотя это потенциально один из ключевых моментов для крупных планов - тоже решение «гениальное».

Разумеется, во время вариации Жизели, и в сцене сумасшествия логично снимать балерину, но сделать пару крупных планов любующимся танцем девушки Альбертом, и, что важнее, Графом, который в отчаянии рвется к умирающей Любимой (смотрящим в зале было очевидно, Альберт выбор сделал) все-таки, на мой взгляд, логично. Хотя бы для того, чтобы была понятна смысловая канва спектакля.

Отсутствие крупного плана в финале 1го действия, во время самой пронзительной доминантной сцены, когда Альберт осыпает поцелуями тело умершей девушки - вообще преступление против человечности.

Зачем показывать лицо Мирты Шипулиной пытающейся совладать с потом, отчаянно мимируя - даже предположить не могу. Как будто работала не ведущая мировая команда, специализирующаяся на записи классических спектаклей, а бригада программы «скандалы, интриги, расследования», злонамеренно наполняющая эфир антиэстетичными кадрами.

Но возможно это временное разочарование и обида, пока свежи воспоминания, и ощутима пропасть между увиденным в зале и попавшим на экран. Все равно я признательна всем причастным за возможность стать обладателем профессионального видео. А еще более за то, что мои балетные друзья в Ростове, Краснодаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Милане, Риме, Лондоне и Нью-Йорке смогли разделить радость видеть уникальный дуэт Захаровой и Полунина на сцене Большого.



















image Click to view



Денис Савин, Екатерина Шипулина, балет, Большой театр, Сергей Полунин, Жизель, трансляция, Светлана Захарова

Previous post Next post
Up