Click to view
Отправилась я давеча в Кремль на проходящий там фестиваль балета. Иллюзий особенных касательно труппы Кремлевской не питала, в моем рейтинге они были на месте "вот чтобы еще раз...так вляпаться". Но, к стыду своему, я не видела вживую "Ромео и Джульетта" в редакции Григоровича. И в рамках фестиваля был заявлен заморский Ромео - Йоэль Карреньо. Решилась. Пойду де замысел в масштабе заценю. Ну и на импортного виртуоза поглазею.
Естественно, не угадала. Ромео был староват и чужероден сценическому действию. Пребывание его на сцене, в предложенных обстоятельствах, выглядело мучением, и вызывало сострадание. Зато Джульетта!!! джульеттистей не придумать. Юная, артистичная, трепетная, и хореографию Грига с легкостью победила. И не просто справлялась с замысловатой акробатикой, а поверить в чувство заставила. Образ органичный, естественный создала. Чудо Жанной Губановой кличут. Киевское хореографическое, с отличием, и «руки» наличествуют. (Уведут ведь... Только бы к нам, а не в Амстердам...) Еще одно неожиданное впечатление - Тибальд Кирилла Ермоленко. Истово, зловеще, технично, легко. Рисунок точно по-григовски. и не работу работает, а на разрыв. Самый не ходульный и страстный. Прямо ах! ну остальные - согласно рейтингу моему...
А касательно постановки, зачем и шла, собственно… Если бы это был первый увиденный спектакль в хореографии Григоровича, я, вероятнее всего, высоко оценила бы постановку, даже была бы в восторге, возможно. Впечатляющий стилизованный танец корды. Замечательные костюмы и декорации Симона Вирсаладзе. Тщательно продуманные и филигранно исполненные. Представляла себе отдельные «стоп-кадры», ассоциировавшиеся с картинами средневековых мастеров. Фактуры тканей, драпировки, головные уборы, грим. Очень цельно и высокохудожественно.
Но про спектакль в целом…. Как сказать… Если смотреть только картины Пикассо, через какое-то время начинаешь испытывать непреодолимое желание пойти полюбоваться фламандцами.
Одна постановка широкими мазками - стильно и интересно. Десятая, созданная с использованием того же инструментария, навевает скуку. Набор самоцитат. Я не помню хронологию постановок Григоровича, что первично, что и за чем следовало. Но выходит, увы, плагиат, пусть и относительно себя самого. Хотя…
Композиция с канделябрами - непременный атрибут, путешествующий от спектакля к спектаклю, замечена и в Щелкунчике, и в первой редакции «Спящей красавицы», и в РиДж. Танец Тибальда яркий, очень сочный, гротескный, но тут же перед глазами возникла пластика Ивана Грозного и Визиря из «Легенды о любви». Смерть Тибальда - одна из лучших сцен. Он как раненный бык, с двумя кинжалами рогами, в агонии атакующий Ромео, в руках которого возник красный плащ тореадора. Тут же в памяти всплыло схожее по пластике и рисунку соло Спартака. Танец Меркуцио похож на партию Шута из ЛО. А Джульетта, еще и благодаря типажу балерины, возможно, напоминала Анастасию из того же ИГ, роль которой в последний раз я видела в исполнении Анны Никулиной.
Партии второстепенных героев, особенно мужские, значительно более выразительны, нежели хореографический рисунок ролей главных героев. В памяти запечатлена ярчайшая пластика «злодея» Тибальда и «шута» Меркуцио, а дуэты и сольные вариации Ромео и Джульетты ничем не примечательны. Пресно и не романтично. Хотя такое решение образов титульных героев по меньшей мере странно.
И еще одно впечатление, все чаще спектакли Григоровича видятся мне не цельной историей, а набором дивертисментных номеров, не всегда удачно скомпилированных. Но тут я чаще грешу на качество исполнения. Так, я очень люблю «Лебединое озеро» в постановке Григоровича. Но спектакль «звучит», если на высочайшем уровне исполнены не только партии Зигфрида, Одетты-Одиллии и Злого Гения, но и партии Шута, Сверстниц, и невест. А такое случается теперь крайне редко, за последний год лишь в день трансляции. И тело спектакля рушится. Плохо исполненные вариации сверстниц могут возвести непробиваемую стену невосприимчивости между сценой и зрительным залом уже в начале спектакля.
Итого или трофей похода: дабы не выработать отвращение к стилю Григоровича, я решила сесть на диету. И оставить для себя «Легенду о любви» - на мой вкус - лучший спектакль Мастера, гениальный (как будто он фламандцев насмотрелся), «Спартак» и «Лебединое..» с достойным составом. Как водится, ловлю себя на слове…