Что такое эбру?

Jun 27, 2014 00:58

ЭБРУ ЗАРОЖДАЕТСЯ В ВОДЕ, ОБРЕТАЕТ ДУШУ В КРАСКАХ И НАХОДИТ СВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НА БУМАГЕ

Эбру - один из видов традиционного тюрко-исламского искусства. В общих чертах искусство эбру можно описать следующим образом. Это: 1) процесс получения рисунка путем разбрызгивания с помощью кисти или нанесения кончиком шила специальных красок на поверхность воды (вязкость которой повышают, используя различные вещества); 2) перенесение полученного рисунка на бумагу.

Чтобы отрегулировать вязкость воды, в нее добавляют вещества-загустители, изменяющие поверхностное натяжение, в частности камедь (в турецкой литературе известно под названием kitre). Это высушенные пластины из сока астрагала (растения-кустарника, в турецкой литературе встречается под названием geven). Сок (он густой и клейкий) получают, сделав надрезы на стеблях растения. Затем высушивают на солнце. Для приготовления нужного нам раствора пластины помещают в дистиллированную воду и настаивают около двух недель (подробнее об этом в разделе “Материалы для эбру”). После чего процеживают и накрывают газетой, чтобы собрать все пузырьки воздуха. Можно использовать и порошковую камедь, тогда настаивать придется всего сутки. Кроме этого загустителя, применяют: вытяжку из исландского мха (в турецкой литературе известно под названием deniz kadayıfı), раствор льняного семени, а также салеп (его готовят из высушенных и размолотых корневищ ятрышника - горной орхидеи). Хотя салеп больше известен как вкусный и полезный напиток.

Полученный раствор выливают в специальную посудину для эбру - плоскодонную ванночку из оцинкованного листового железа или нержавеющей стали. Ее размеры: длина - 50 см, ширина - 35 см, глубина - 5-6 см. На поверхность этого раствора наносятся краски. Все краски для эбру имеют натуральное происхождение, благодаря чему не наносят вреда окружающей среде, а также не выцветают в течение долгого времени. Краски перед применением нужно растереть с водой и добавить в них экстракт бычьей желчи. Это вещество способствует тому, что краски остаются на поверхности воды и не смешиваются друг с другом. Также продаются и готовые краски, которые уже находятся в нужной консистенции. Желчь в них не добавляют.

В искусстве эбру существует много техник и стилей. Но все они условно могут быть объединены в две группы: рисунки-текстуры (баттал-эбру, гребенчатое эбру, эбру в виде волн) и рисунки с изображениями конкретных предметов (чаще всего цветов). Есть еще одна, очень сложная в исполнении техника - эбру с надписью (akkase ebru). Для первой группы рисунков нужны кисти и гребни. Зубчики гребня могут располагаться либо зигзагом, либо ровно, как в обычной гребенке. Кисти для эбру изготавливаются из конского волоса. Они вбирают краску и разбрызгивают ее в виде крупных и мелких капель. Для второй группы рисунков понадобятся шила разного диаметра, с помощью которых наносится краска. Кончик шила обмакивают в краску и аккуратно дотрагиваются им до поверхности воды так, чтобы получился кружочек. Из таких окружностей разного цвета и диаметра рисуют цветочки, листики, стебли и т.п.

Приготовление раствора и красок - самый важный этап в создании картин в технике эбру, поскольку от него полностью зависит, каким получится рисунок на поверхности воды (и получится ли он вообще). Если раствор для эбру не приобретет нужной вязкости или же краски с желчью не будут смешаны в правильных пропорциях, то краски либо растекутся, либо смешаются друг с другом, либо осядут на дно, и никакого рисунка не получится. Научиться готовить раствор и краски для эбру можно только у опытного художника, непосредственно работая вместе с ним. Настоящим мастером эбру может считаться лишь тот, который умеет создать рисунок в любом стиле и цвете, а также подготовить все необходимые материалы.

Как вид декоративно-прикладного искусства, эбру изначально применялось для изготовления переплетов и форзацев книг. То есть его “заданием” было декорирование бумаги. Доподлинно неизвестно, когда и кем были выполнены первые работы в этой технике. Но относительно того, где зародилось эбру, исследователи сходятся во мнении, что это были все-таки земли тогдашнего Туркестана. Оттуда оно проникло в Иран и затем - на территорию Османской империи.

Именно в Османской империи эбру окончательно оформилось как вид искусства и обрело свое собственное лицо. При этом и материалы, и техники исполнения непрерывно совершенствовались. К примеру, в начале XVIII ст. возникла техника Hatip ebrusu, названная по имени автора - Хатиба Мехмеда Эфенди. Он был первым, кому удалось получить цветочный орнамент на поверхности воды (до него получались только абстрактные текстуры, напоминающие мрамор, которые сегодня известны как баттал-эбру). Другие мастера успешно освоили другие техники (прежде всего, с изображениями разных цветов и цветочных букетов) и создали множество других произведений, благодаря чему эбру как вид искусства сохранилось до сегодняшнего дня.

Эбру постепенно находит свое применение и за пределами Турции. Так, в Европе оно известно под названиями “турецкая бумага” или “турецкая мраморная бумага”. Но то, что в других странах называют эбру, зачастую имеет мало общего с традиционным искусством эбру, прежде всего по причине использования разных материалов и красок.

Перевод с турецкого Ольги Максименко

Источник: ru.dokusu.com

ebru sanatı, эбру

Previous post Next post
Up