Все, теперь мы с мужем полноправные водители с канадскими правами, причем не просто обычными правами, а сразу G full. Теперь меня тянет поговорить, поэтому расскажу все по порядку.
В Канаде для получения водительских прав (как и везде) нужно сдавать теорию и практику. Но канадцы не принимают как действительные права практически всех чужих стран , за исключением буквально нескольких. Естественно, ни украниские, ни кайманские права "не прокатили". К слову сказать, кайманские права мы получили на халяву, просто предъявив украинские права. Если сравнить, то получается немного странно - в страну с левосторонним движением на дорогах пересдавать ничего не нужно было (Кайманские острова - настоящая британская колония, угу), а в стране с обычным правосторонним движением требуют полной пересдачи прав.
После сдачи теоретического экзамена, в Канаде ты получаешь G1 права. Мы его сдали еще осенью. Для меня это прежде всего было удостоверение личности, т.к. в ночной клуб или в банк какой-нибудь постоянно паспорт таскать не будешь, а вот права брать как раз удобно Помимо этого по этим правам можно даже водить, но если только с тобой в машине едет человек, обладающий полными правами G full.
Далее по списку практический экзамен. И тут у неискушенного водителя со стажем более трех лет есть выбор - или идти сдавать на G2 права (тут не нужно вообще никакого стажа вождения), где есть кое-какие ограничения, но его сдать проще (меньше всего требуется и не нужно с экзаменатором выезжать на highway, где скорость 100 км/ч), или идти сдавать на полные права G full сразу (если есть опыт более трех лет), но экзамен будет длинный, сложный и с автобаном. Многие нам рекомендовали идти сдавать именно на G2, чтобы потом через пару лет сдать вождение на G full, рассказывали, что канадские экзаменаторы не любят самоуверенных чужаков, которые сразу идут сдавать на полные права. Но мы не хотели упускать возможность воспользоваться стажем вождения, который уже у нас был, и подали на сдачу на G full, раз имели на это право.
Конечно самоуверенности нам не занимать, и в самом начале мы вообще думали, что нам даже не нужно и нескольких уроков с инструктором - подумаешь, только лишняя трата денег, чего мы там можем не знать. Хорошо, что мы все-таки решили перестраховаться, и покатались с инструктором предварительно, иначе практический экзамен мы бы точно не сдали.
Итак, что же нужно знать, и что отличается от того, как учат в водить в Украине.
- При любом повороте или смене полосы нужно проверять blind spot, т.е. вертеть головой. Не уметь пользоваться зеркалами, как учили в Украине, а именно обязательно вертеть головой при любом планируемом движении не прямо. Это был настоящий взрыв мозга для меня. Каждый просмотренный раз - 1 или 2 балла.
- Ни в коем случае нельзя дотронуться до желтой линии (в Украине сплошная разделительная, ну или двойная сплошная), даже если делаешь въезд на маленькую улочку, на поворот в которую сплошная прерывается небольшим промежутком. Также нельзя касаться желтой линии при поворотах. Нарушение - 10 баллов.
- Перекрестки нужно проезжать, повертев головой налево и направо. Даже если едешь на красный свет. Даже если трогаешься на включившийся зеленый. Не сделаешь - 3 балла
- Пока едешь по улице, смотришь (слегка поворачивая голову) на все прилежащие улочки и выезды. Нарушение - 1 балл на улочку. :)
- При замедлении смотришь в заднее зеркало. (Зачем?! даже если какой-то гад забудет затормозить, это не значит что мне нужно передумать тормозить и продолжать ехать, например, на красный свет.) Останавливаешься так, чтоб было видно колеса впереди стоящего автомобиля (ну это всем известно). Не знаю сколько дают тут баллов за несоблюдение.
- Поворачивать нужно направо в правый ряд, налево - в левый ряд. Хотя если мне не изменяет память, налево меня учили поворачивать в правый ряд.
- При повороте налево не позже как через 100 метров нужно менять линию на крайнюю правую. Правило в принципе понятное, но баллов как-то уж сильно много дают за его несоблюдение - аж 10. Так пару раз забыл, еще пару раз забыл про blind spots или про улочки прилежащие - и єкзамен не сдан, а обидно было бы из-за такого завалиться.
- Обгонять машины, мотоциклы, велосипеды нужно без знака поворота, он используется только при смене полосы или повороте. Хз сколько баллов за несоблюдение.
- Обе руки во время всего экзамена должны быть на руле.
- На машине автомате нельзя трогать коробку передач рукой до полной остановки автомобиля.
- При повороте налево выезжать на перекресток нужно только не на середину, и совсем чуть-чуть, что зад машины был на пешеходном перекрестке.
- На экзамене скажут делать emergency stop, parallel parking (парковка задом вдоль улицы), 3 point turn (разворот машины в противоположную сторону в 3 шага, тут важно пользоваться повотниками все время и вертеть головой, проверяя blind spots), обычный parking.
Экзамен длиться около получаса, по истечению экзаменатор считает количество заработанных баллов - если их 30 и меньше, то экзамен сдан.
Когда экзамен завален после одного действия: когда школьный автобус останавливается и включает красные огни и stop-sign, то машины по боем сторонам улицы должны остановиться за 30 метров и ждать пока автобус не тронется. Это самое отличное правило Канады и Украины. Ну и конечно можно завалить экзамен при других тупых действиях, но я про них писать не буду.
У нас принимала экзамен невозмутимая белая женщина средних лет. Сдавали ли мы не в Торонто, а небольшом городке Oakville, потому что в Торонто с его движением действительно невозможно будет откататься 30 минут и получить не больше 30 points. Туда мы поехали с нашим инструктором-поляком, где он до экзамена нам показал маршруты, по которым может проходить экзамен. High way там вообще был смешной - 70 км/ч. Сразу же после сдачи нам выдал временные бумажные права, а пластиковая карточка должна прийти по почте через несколько дней.
Надеюсь, этот рассказ кому-то пригодиться, потому как я сама до этого долго искала что-то подобное на сайтах и блогах, но не нашла.