Текст: Антон и Ольга
Фото: Ольга
Сегодня мы расскажем о грузовой раме Г99 T10, о её конструкции, достоинствах и недостатках.
Грузовые рамы - изобретение отнюдь не сегодняшнего дня и даже не прошлого века. Очень близким по смыслу предметом были (и остаются) поняги и подобные им примитивные грузовые рамы. Широко известная поняга - это дальневосточное название деревянной рамы, предназначенной для переноса грузов, в том числе охотничьих трофеев, сформировавшая требования к охотничьим грузовым рамам в России. Кроме охотничьих и туристических рам в XX-ом веке появились военные грузовые рамы, например: широко распространённая рама LC-I/II более известная как ALICE frame. Требования к таким рамам определили облик современной рамы.
Назначение и характеристики
Грузовая рама Т10 предназначена для транспортировки грузов до 90 кг., как в составе системы рюкзаков производства Группы 99 (и совместимых), так и отдельно от неё (с помощью грузовой площадки
LSL). Т10 представляет собой гибкую раму (три вертикальных упругих элемента, два по типу лат вдоль краёв рамы и сложносоставной в центре) с независимыми узлами плечевых лямок и пояса, не препятствующую естественным движениям тела. Рама имеет большое количество креплений, применяемых при использовании площадки LSL для переноса грузов.
Рама без площадки LSL. Вертикальные стропы с разделением на ячейки позволяют фиксировать грузы непосредственно к раме.
Рама с площадкой LSL.
Характеристики и материалы:
Длина и ширина - 530 х 290 мм;
Вес - 1,9 кг;
Грузоподъёмность - рабочая около 50 кг, экстремальная около 90 кг;
Материалы - Cordura 500D Invista, нейлоновые текстильные ленты, пластиковая фурнитура Duraflex, стекловолкно, пластик, газонаполненные материалы (пены).
Как она работает?
Эффективность использования грузовой рамы, как и в случае с рюкзаками, зависит от правильной регулировки по росту. Если регулировка осуществлена правильно - на бёдра переносится до 2/3 нагрузки, тем самым оптимизируя работу позвоночника и снижая физическое утомление. Регулировка по росту у Т10 осуществляется подъёмом/опусканием узла плечевых лямок на велкро панели в специальном кармане.
Общий вид рамы со стороны спины.
Пластиковая вставка в лямке препятствует скручиванию.
Узел плечевых лямок с помощью этой стропы крепится к подвижному пластиковому элементу в раме.
Пояс имеет широкую поясничную подушку, которая обеспечивает необходимую вертикальную стабилизацию грузовой рамы. Кроме поясничной подушки пояс имеет боковые подушки, с помощью которых регулируется объём пояса.
Пояс с поясными подушками, без поясных подушек и рама с убранным под поясничную подушку поясом.
Пояс в сборе на раме.
Крепление пояса.
Поясничная подушка.
Жесткий элемент пояса.
Поясничная подушка + жесткий элемент в сборе.
«Тактический пазл».
Итак, мы настроили раму под себя.
Основным преимуществом T10 перед другими рамами является высокая подвижность узлов рамы и общая гибкость конструкции, позволяющая передвигаться естественным образом (т.е. рама не мешает сгибанию-разгибанию и скручивающим движениям позвоночника).
Преимущества и недостатки
Начнём с недостатков:
- T10 весит почти 2 кг (+1,5 кг транспортный мешок), что является существенным, для объёма 40 литров (в основном мы использовали с рамой транспортный мешок Г99 Т40);
- вентиляция работает, если повернуться к ветру боком;
- рама не имеет быстроразъёмных пряжек на лямках - есть достаточно ситуаций, когда нужно «выпутаться» из рюкзака (очень густой кустарник, глубокий снег, падения и т.д.);
- фурнитура на раме отличается от американской армейской, соответственно какие-то дополнительные элементы (мешки, сумки и т.д.) приходится крепить с помощью дополнительной фурнитуры.
Достоинства:
- Отличная гибкость рамы, не стесняющая естественную подвижность тела;
- очень хорошее прилегание плечевых лямок и пояса, что делает пользование рамой очень комфортным (ничего нигде не мешает и не натирает);
- рама входит в продуманную систему рюкзаков Г99. Комбинация T10 + T40 очень удачна и как рюкзак, и как грузовая система;
- на лямках и поясе использован материал spandura, который отлично подходит для лямок, спинок и поясов рюкзаков, но почему-то редко используется;
- огромное количество вариантов использования рамы за счёт её конструкции (обилие точек крепления груза и стяжек);
- использование пластикового элемента в спине исключает протыкание или проминание рамы твёрдым грузом или осколками костей, если речь идёт о выносе мяса;
- высокая надёжность рамы за счёт конструкции и использованных материалов;
- относительно невысокая стоимость рамы (около 150$);
- высокая ремонтопригодность. За счёт конструкции изношенные/повреждённые части рамы могут быть заменены без специальных инструментов или мастерской;
- рама T10 совместима с транспортными мешками стандарта ALICE и практически любыми аксессуарами от сторонних производителей.
Использование
Транспортный мешок Т40 в чехле на раме с площадкой LSL.
Рама Т10 используется нами около года. За это время с её помощью переносились грузы до 40 кг, особенно много на долю рамы выпало пересечённой местности. Используя площадку LSL, мы переносили дрова, канистры, инструменты, мешки и даже несколько бочек. Стоит заметить, что рама очень понравилась своей подвижностью, которой не обладают подобные военные грузовые рамы. Видно, что над конструкцией рамы работали люди, понимающие как грузовая рама должна выглядеть и работать.
В следующем материале мы подробно расскажем о комбинации грузовой рамы Т10 и транспортного мешка Т40.