Щецин уже издали маячил остроконечным готическим профилем, шпилями многочисленных дворцов, резко контрастируя с пасторальными пейзажами, которыми мы любовались весь день. Этих башен было очень много, они высились лесом, напоминая о прошлом имперском величии города.
Мы подъехали к нашей
квартире, расположенной не в старом городе, но очень понравившейся мне на Букинге. Дом оказался точно, как на фотографиях, внутри тоже все новенькое, лифты, фойе, двойные двери, длинный коридор с квартирами, сдающимися туристам, по обе стороны. Просторная квартира с отличным ремонтом и со всем необходимым, в очень солидного вида здании перевесила для меня в этот раз близость к центру. Впрочем, ехать туда на машине составляло всего минут 10, и на общественном транспорте несколько остановок. Пока мы заселились, наступил поздний вечер, про все окрестные кафе гугль писал, что они уже закрыты, и я предложила скататься в ресторан "Украиночка". Подумала, машина же у нас до утра, чего ж, как белым людям, не подъехать? Так мы оказались у сверкающего разноцветными огнями, вычерченного узорчатыми силуэтами башенок и шпилей в ночном небе, старом центре. Кафе и рестораны располагались в зданиях по периметру площади, в проходах на соседние улицы, и, когда мы, наконец, нашли нашу "Украиночку", оставалось полчаса до закрытия, официантка уже нервничала, но борща мне налила, а муж ограничился чаем. Возвращаясь, мы переехали пути перед носом у трамвая, попсиховали на заправке, где мне сначала предлагали залить, а потом оплатить, а я сопротивлялась, и, слава Богу, этот насыщенный событиями день благополучно закончился.
Утром пришла девочка из прокатной конторы, бегло осмотрела машину, отдала нам найденные под сиденьем чужие темные очки, и укатила на ней. Мы же отправились "на море" - в порт. От нашего дома совсем недалеко был целый транспортный узел, трамваи, автобусы во все стороны. Билет на общественный транспорт стоил 2 злотых, а не 3, как в Познани, и в салонах присутствовали билетные автоматы.
И вот мы на месте... Это было точно, как в мультике, "Мы пришли сегодня в порт, мы пришли сегодня в порт, мы пришли сегодня в порт!". Широкая панорама с кораблями, мачтами, парусами, островками, каналами просто захватывает дух.
Мы попали как раз на Дни моря, в порт прибыли разные суда и среди них российский парусный фрегат "Штандарт" - реплика Петровского фрегата 18 века.
Река вдали вся изрезана островками и каналами, пестрели строения аттракционов, воздушные шары, блестела вода, гуляла масса народа, - мы оказались тут в самое удачное время.
Из-за этих каналов Щецин называют польской Венецией.
На фрегате предлагалась двухчасовая прогулка по Одеру, но мы со Ставом не очень хотели так долго кататься, да и налички хватило только на один билет (40 злотых), визу не принимали, так что в плавание отправился только наш папа,
а мы со Ставом пошли снять деньги в ближайшем банкомате в супере и оглядеться. И, должна заметить, вокруг было на что посмотреть...
По местной "потемкинской лестнице" мы поднялись к аллее над набережной, где располагались ряды туристического рынка.
И чего там только не было!
С одного прилавка продавали брускеты с разными добавками: на здоровенный, с лопату, ломоть хлеба продавщица укладывала сочащиеся соком и жиром горячие куски мяса из кастрюли, добавляла шкварки, лук и соленые огурцы. Куда там бледному сэндвичу с туной.
Весь этот "славянский базар" сильно отличался от, ставшего привычным, восточного. Эти кожухи я помнила с детства.
Прилавки со всяким-разным товаром тянутся по всей длине набережной, и даже на выходе с нее тоже продают подсолнечное масло, мед и вино. Очень много украшений из янтаря, от молочного до зеленого, камни красивые, но работа грубая.
Застройка здесь отличалась от той, что мы видели в Познани, дома стояли плотными рядами, улицы шире и длиннее.
Я обратила внимание на такую полосу и отверстия в стенах многих домов, но так и не узнала, что это означает.
Как старые знакомые, встречались подорожники.
Мы свернули в какой-то двор, и тут я увидела нечто! Это же те самые дома из клипартов! Сколько раз я их находила на стоках, и, оказывается, они на самом деле существуют, с этими покатыми крышами и черными окошками в ряд.
Граффити на стене супера:
Воспользовавшись помощью пожилой польки, владевшей русским языком, мы сняли деньги в банкомате и вернулись в порт.
Здесь чуть ли не в каждом здании или музей, или Морская академия, или еще что-то историческое. Глазастые крыши сотни лет внимательно следят за происходящим на улицах родного города Екатерины Второй.
Мы направились в Национальный музей. Вход туда, оказывается, бесплатный, множество залов с самыми разными экспозициями,
от древних лодок до произведений искусства. Морской тематике уделено много места, и это логично, ведь Щецин с древних времен является крупным портом, здесь Одра впадает в Щецинский залив, отсюда корабли выходят в Балтийское море.
Большой зал с деревянными церковными скульптурами, напоминающими мощи.
Резные алтари, распятия, иконы.
Смотрительница в зале сказала мне, что они знают об Израиле и следят за событиями (чего нельзя сказать об израильтянах: на весь Щецин, мы, наверное, были там единственными представителями нашей страны). Во всяком случае, мы ходили там, где нога израильтянина явно не ступала ни разу не услышали ивритскую речь и чувствовали себя какими-то первооткрывателями.
Здесь собрана богатая коллекция копий античных статуй. Поморские князья любили жить красиво.
Сэлфи с бегущими мальчиками: где-то я уже раньше их видела! :)
Кроме выцветших предметов прошлых эпох, тут также была представлена интереснейшая коллекция из недр Африки. Я уж не знаю, за какие стеклянные бусы польские этнографы выкупили все эти удивительные вещи. Их там огромное количество, в темных залах ярко светятся витрины с масками, куклами, какими-то ритуальными предметами.
Все строения в натуральную величину.
Можно представить себя хозяйкой туземной кухни
Мультиварки нет, а так весь набор посуды на месте: ухват, горшки, корзины...
Став нашел свое гони: такую же африканскую "гитару" из тыквы он когда-то сделал в школе и играл на ней. Ну чем не Венеция? И "гондола", и "гондольер" присутствуют :)
После музея мы встретили нашего папу, он как раз вернулся из плавания. На корабле тусовались русско-польские яхтсмены, один из них сел с ним рядом и всю дорогу исполнял роль личного гида.
Набережная очень длинная, мы намеревались попасть еще на островки между каналами,
но муж опять почувствовал себя неважно, обычно он бежит впереди всех, а тут ему было явно плохо. В пустой аптеке нам продали какие-то травяные таблетки и дали телефон медслужбы, но муж ни за что не хотел обращаться к врачам, "я полежу, и все пройдет", хотя меня уже такое длительное его недомогание начало пугать. Весь день он вел машину с болями, все 400 с лишним километров.
К вечеру не стало лучше, я решила ехать в больницу. Еще когда я искала квартиру, то обратила внимание, что рядом с нами есть какая-то клиника. Мы, неизбалованные нашим ненавязчивым медицинским сервисом, собирались самостоятельно добраться в приемный покой и позвонили хозяину на предмет того, что это за клиника рядом и куда податься? Став пытал его на английском, хозяин никак не мог взять в толк, зачем нам самим куда-то идти, и в конце-концов дал какой-то номер. Оказалось, что это телефон скорой. Попытки Става договориться на английском потерпели неудачу, но при очередном переключении на другую линию нам повезло: барышня на проводе оказалась пожилой польской пани, требовательно попросившей меня по-русски "говорите медленно, тогда я пойму". Пани сообщила, что высылает к нам скорую, и что это бесплатно. Хотя у нас, конечно, была страховка, без Паспорт карда мы никуда. Я сразу связалась с ним по скайпу, и мне перечилислили на карточку примерную стоимость приема (гораздо больше, чем понадобилось).
Парамедик сразу заподозрил аппендицит,
они забрали мужа на машине, откуда по телефону потребовали хирурга, но мне ехать с ними не разрешили. По названию больницы я определила, что это та самая клиника рядом с нами, и добираться туда по гуглевским картам ровно 10 минут. Правда, я не перевела их в пеший режим и обошла весь район по шоссе вокруг, но зато узнала, что прямо под носом у нас рыночек.
Добравшись до лечгородка, я спросила у скучавшего в будке вахтера, где приемный покой. Он поинтересовался, не жена ли я того пана, что привезли сейчас на скорой, и сообщил, что меня там уже ждут.
Я была несколько шокирована практически безлюдным отделением, у нас же в миюнах всегда аншлаг. Пара человек лежала на каталках, ожидая, вероятно, перевода в отделение, а моего пана уже посмотрел хирург, исключил аппендицит находящийся с другой стороны живота, и уже сделали какие-то исследования. Моему приходу дежурный врач был очень рад, по-моему, даже больше, чем муж, т.к. договориться на английском с ним он не смог, а великий и могучий по возрасту узнать не успел. Потом его сменила врач, примерно наша ровесница, она хорошо говорила по-русски, мы с ней мило пообщались. Для местного персонала наш визит оказался, кажется, некоторым развлечением. Никакого УЗИ не сделали, но поставили диагноз чуть ли не наощупь и выписали антибиотики, которые практически сразу помогли. Эта больница оказалась военным госпиталем. Ремонт, конечно, очень нужен, но шприцы и т.п. были одноразовыми, отношение хорошее, и лечение помогло.
Расплатиться можно было только наличными, кредитку они не принимали. Хорошо, что я сняла днем с банкомата достаточно денег, и у меня нашлось 200 злотых, хотя, конечно, был вариант оставить мужа в больнице и поехать снять.Таксист доставил его домой, а меня повез в аптеку. Мы объехали две ближайших, обе были закрыты, и только в центральной дежурной я смогла купить лекарства в открывшемся окошечке. Сколько они стоили, я не знаю, т.к. расплатилась кредиткой Паспорт карда, а такси ночью обошлось в 24 злотых. Я была рада, что все тревоги разрешились.
Продолжение следует