На этой неделе тема обиды была так хорошо освещена в постах моей ленты, что я сделала подборку ссылок (если вам встречалось еще что-нибудь интересное, пожалуйста поделитесь ссылками):
Теоретическое:
Механизм формирования обиды Четыре вида обид и соответствующие стратегииеще кое-что, с форума соционики Иллюстративное:
Рэй Брэдбери "Идеальное убийство" - тема обиды и мести
индюшачье ЧСВ И в продолжение темы -
некоторые соображения:
Интересную тенденцию можно проследить в так называемой "дружбе" с тенденцией к навязыванию - изначальная восточная вежливость и предупредительность постепенно перерастает в дружелюбие (на короткое время), затем резко в панибратство, фамильярность и, наконец, в хамство.
Причины:
Кто-то начинает "дружить", чтобы воспроизвести схему-требование, воспроизовдящую установку на разочарование, которая позволяет утвердиться в обиде на весь мир - и тем самым возвыситься над окружающими в собственных глазах; доказать себе установку "все люди редкостное говно, и эти наверняка не лучше - вот мы сейчас это и проверим".
Кто-то начинает "дружить", подразумевая в будущем общении определенные для себя бонусы и поглаживания эго, не предусмотренные, однако, ни ситуацией, ни личными установками другого человека. При этом первый в расчете на то, что он молчаливо надеется получить, вкладывается (в меру своего понимания) в общение в большей степени (в системе его оценок), чем вторая сторона, и вкладывается авансом. Отсюда растущие неудовольствия и скрупулезный взаимозачет. Человек "вкладывается" эмоциональной сферой (невроз действует силами эмоций, не разума), а взаимозачет и подчсеты ведутся без поблажек, с ростовщической строгостью (как ни странно это может показаться со стороны при заявляемой открытости).
Вопрос:
Где здесь лежала дружба и конструктивное общение?
Ответ:
Дружба не лежала, конструктивное общение объективно тоже, - если не брать в расчет искаженные установки (а если брать - то в этом разрезе схема "дефективной дружбы" была-таки конструктивной и разрешилась катарсисом - ведь заявленная установка была выполнена).
Очевидное:
Разумная дистанция в общении не просто нужна, а необходима. Тесное общение, которое необоснованно воспринимается душевным и взаимопроникающим по субъективным впечатлениям какой-либо из сторон, обвешано проекциями и иллюзиями, и, следовательно, завершается обидой и разочарованиями.
Разочарование - ключевое слово в понятии обиды. Чтобы с чувством обидеться и разочароваться, для начала нужно очароваться - надеть очки (цвет по желанию), породить иллюзию и с головой в нее погрузиться. Глоток воздуха реальности после выныривания несет незабываемые ощущения, ради которых все и затевалось, но они столь невыносимы для затопленного эмоциями эго, что дно водоема, пусть и замутненное обидой, оказывается привлекательнее.
Взаимодействие Мечей и Кубков, разума и чувств, реальности и фантазий, взрослости и инфантилизма.
UPD: А кто-нибудь может подсказать, откуда взялось вот это - "на обиженных воду возят" - и что оно значит?
UPD2:
лекция via
lubov_markov ссылка на ссылки via
molnija UPD3:
Обида и зависть via
dolboeb,
цитата поста целиком:
"Два самых глупых, нелепых и разрушительных чувства на свете - обида и зависть.
Обида вредна тем, что выворачивает человеку, страдающему этим чувством, шею, заставляя постоянно смотреть назад, и видеть там дурное. Культивируя в себе обиду, человек искусственно продлевает жизнь своим же собственным неприятным ощущениям. Хотя и из житейского, и из мирового опыта понятно, что рано или поздно они всё равно утрачивают остроту, а потом и вовсе забываются. Очень тупое и неразумное занятие - затягивать этот процесс. Примерно как рану на себе расковыривать, не давая ей зажить.
Зависть вредна тем, что заставляет человека мечтать о чужом успехе - вместо того, чтобы добиваться своего собственного. При этом совершенно не имеет значения, чему ты завидуешь - богатству, славе, красоте, здоровью, или счастью в личной жизни. Покуда твои душевные силы тратятся на страдания по поводу чужих удач - своих тебе не добиться, да ты их и не заслуживаешь. Чужому успеху нужно уметь радоваться как своему собственному. Чем больше в жизни поводов для радости, и чем меньше поводов для расстройства - тем тебе же проще жить."