В прошлом месяце, гриппуя и томясь взаперти, в поисках чем бы себя занять, обратила я свой взор на лежащую без дела колоду Хайндля (я ею толком не занималась и долгое время откладывала ”на потом“). Но, периодически натыкаясь в интернете на заметки и обзоры этой колоды, извлекла из них повторяющуюся мысль о том, что Haindl Tarot - это колода кроулианского типа.
И, как говорится, каково же было мое удивление, когда при более близком знакомстве в ней обнаружилось больше следов Золотой Зари (ни разу не упомянутой в источниках, которые мне попадались), нежели Кроули (идеи из Таро Тота в колоде присутствуют, но она абсолютно не является основополагающей для этой колоды).
Можно сказать, что таро Хайндля усредняет идеи Золотой Зари и Кроули, выраженные в соответствующих колодах.
Да, многие из старших арканов носят имена по Таро Тота или согласно идеологии кроулианства:
XIV - Die Alchemie / Alchemy / Алхимия (Art / Искусство (пордазумеваемая Алхимия) в Таро Тота)
XV - Pan / Pan / Пан (в немецкой версии колоды; в английской, как и в Таро Тота, сохранено название The Devil / Дьявол)
XX - Das Aeon / Aeon / Эон
Заметные карты, сразу вызывающие в памяти Таро Тота, но и только;
название XXI - Das Universum / The Universe / Вселенная - общее для колоды Золотой Зари и Таро Тота.
Если внимательно отнестись к соответствиям старших арканов, предложенным Хайндлем, то они в точности воспроизводят соответствия букв иврита старшим арканам, принятые в колоде Золотой Зари, а именно:
1. Хайндль не соблюдает введенную в колоде Алистера Кроули перемену соответствий букв между картами
IV Император (Хе (5) заменено на Цади (18)) и
XVII Звезда (Цади (18) заменено на Хе (5): «… но Цади - не Звезда» (согласно «Книге Закона»)):
у Хайндля IV Император - Хе, а XVII Звезда - Цади.
2. Карты VIII и XI также соответствуют нумерации букв в колоде Золотой Зари (кроме перестановки номеров атрибуция букв в колоде Золотой Зари и в Таро Тота совпадает):
- по Хайндлю и Золотой Заре:
VIII - Die Starke / Strength / Сила - Тет (9) и
XI - Gleichgewicht / (в английском издании колоды переведено как Justice) / Равновесие - Ламед (12)
против варианта по Кроули:
VIII - Ajustment / Регулирование - Ламед (12) и
XI - Lust / Вожделение - Тет (9).
Далее, Хайндль не принимает соответствия карт двора и гексаграмм И-Цзин, предложенных Кроули; вместо этого он дает соответствия гексаграмм номерным картам от 2 до 9 (всего 9х4 = 36 гексаграмм, в числе которых он использует 8 из 16 гексаграмм, использованных Кроули для карт двора); карты двора своей колоды Хайндль оставляет без соответствий.
Струтктура двора Хайндля сильно отличается от кроулианской, в которой старший мужчина масти - Рыцарь - более энергичен, импульсивен (Рыцари по Кроули соответствуют стихии Огня), но из-за этого не обладает качествами старейшины, которые просматриваются в картах колоды Хайндля, названных автором Father / Отец.
Еще глубже в лес, если провести анализ названий карт номерных младших арканов, переводя их с немецкого на русский и попутно сравнивая с английскими названиями карт в колодах Золотой Зари и Таро Тота, можно обнаружить, что они перекликаются или взяты напрямую то из одной, то из другой английской колоды, а в случае совпадения названий карт в этих двух английских колодах - из обеих вместе; также периодически попадаются авторские названия. (Таблицу сравнения названий не выкладываю, но если интересно - выложу отдельным постом.)
Все это, разумеется, не в упрек Хайндлю, создавшему прекрасный самобытный инструмент, в чем-то стоящий особняком, в чем-то согласный с колодами Золотой Зари и А. Кроули и их объединяющий; этот текст - своего рода рефлексия на тему: как так получилось, что эту колоду стали скрещивать именно - если не исключительно - с традицией Таро Тота А. Кроули.