Может ли человек, стоящий за Шерлоком и Доктором Кто, спастись от самого себя?

Aug 02, 2015 15:36

Оригинал взят у aneitis в Может ли человек, стоящий за Шерлоком и Доктором Кто, спастись от самого себя?
Vanity Fair 10 июля 2015
By Joanna Robinson



Это не первый Комик-Кон для Стивена Моффата. Человека, стоящего за двумя самыми известными проектами ВВС - "Доктор Кто" и "Шерлок" - можно уже назвать завсегдатаем в Сан-Диего. Но в этом году с ним нет кумиров публики Бенедикта Камбербэтча и Мэтта Смита, его ведущих актёров, чьё присутствие всегда вызывает истерику и отвлекает внимание, и идущие одна за другой панели намного больше сосредоточены на "человеке за занавеской". Галлифрейская Тардис, злобные Далеки и дирстокеры с пенковыми трубками с Бейкер стрит всё глубже вплетаются в ткань британской - а теперь и американской - поп-культуры. Тем удивительнее факт, что с 2010 года за оба проекта отвечает один человек - Стивен Моффат. Допустим, Моффат не придумал Шерлока Холмса и Доктора, но он, безусловно, вложил в них новый смысл.

Премьера последнего сезона "Доктора Кто" привела к снижению рейтингов в Великобритании, но собрала рекордную аудиторию в США, что объясняет, почему зал, несмотря на противоречивый критический приём, был переполнен американскими хувианами. Как ненавязчиво выяснил ведущий панели Крис Хардвик, в восьмом сезоне "Доктор Кто" довольно серьёзно отклонился от того, что делало сериал культовым, а затем и главным хитом на протяжении 50 лет. И несмотря на то, что звёздная сила Камбербэтча и Мартина Фримана удерживает "Шерлока" на пике популярности, всё более и более экстремальные сюжетные повороты начинают терять очки у критиков. В то время как ставки на этих двух чрезвычайно популярных героев достигли заоблачных высот, выступление Моффата в Сан-Диего наметило кое-какие корректировки курса в будущем.



Доктор Кто: 8 сезон приводит к расколу?

Нетрудно убедить кого угодно в культурном влиянии Шерлока Холмса с его 128-летней историей. Как заявил Моффат на панели, "любой детектив, который мы сейчас видим, вырос из Шерлока Холмса". Но если вы не выросли в Великобритании или не являетесь страстным поклонником научной фантастики, значимость Доктора Кто, возможно, ускользает из-под ваших радаров. Сумасбродные приключения пришельца, который может путешествовать во времени и пространстве в своей волшебной полицейской будке, захватили детское воображение в начале 1960-х и, после недолгого перерыва в 1990-е, продолжают определять программу ВВС по сей день. Мир сейчас населён людьми, которые выросли с Доктором. Как выразился последний Доктор Кто Питер Капальди, "это единственное шоу, засевшее глубоко у меня в костях", а потом прибавил, что был взволнован до слёз, когда впервые увидел Тардис "в лицо".

Доктор в своих многочисленных инкарнациях (12 или 13, в зависимости от того, кого вы спросите) всегда выказывал любопытный заразительный энтузиазм, заякоренный на бремени, которое несёт этот герой - быть одной из самых могущественных и умных фигур в галактике. Этот баланс дал резкий крен в прошлом году, когда Моффат заменил пластичного чокнутого Доктора Мэтта Смита на Капальди - блистательного шотландского актёра, больше всего известного по его отягощённой непристойностями роли в политической комедии ВВС "Гуща событий" (The Thick of It). Было обещано, что Доктор Капальди будет брюзгой - и это именно то, что было предъявлено в 8 сезоне. Когда Капальди спросили о его мрачном подходе к роли, он ответил шуткой: "Жизнь дерьмо. Дела как обычно. Шотландская философия". Но этот новый "сварливый" Доктор не имел большого успеха у фанатов.



"Доктор Кто" теряет зрителей с дебютом Питера Капальди в эпизоде "Глубокий вдох"

Единственный, кто, кажется, весело проводит время в последнем сезоне в компании угрюмого Доктора и его "помешанной на контроле" спутницы с проблемной честностью (как описывает свою героиню актриса Дженна Коулман) - это сумасшедшая злодейка, сыгранная Мишель Гомес. Что касается мистера Холмса, что ж, как сказал Моффат присутствовавшим в четверг на Комик-Коне, он решил превратить этого героя в раздолбая, а его антагониста инспектора Лестрада сделать из действительно прочного материала, так что в его версии, признаёт Моффат, "Шерлок выродок". К счастью, обоих этих властных интеллектуалов смягчает близкая дружба с их напарниками - Кларой и доктором Джоном Уотсоном, но когда этот баланс нарушается, как это было в 8 сезоне "Доктора Кто", зрители обнаруживают, что им не за кого болеть.

Неуживчивые гении не единственное, что связывает эти два сериала. На обеих панелях Моффат говорил о своей любви к загадочности, закрученным финалам и своей способности "эмоционально опустошать вас запрещёнными ударами". Конечно, загадка всегда составляла сердцевину легенды Холмса. Но в этой версии Шерлока Моффат запредельно выкрутил тумблер привычной загадочности, сорвав резьбу экстремальными сюжетными поворотами, когда Шерлок разбился насмерть и (как и в книге) чудесным образом выжил, или когда милейшая жена доктора Уотсона оказалась профессиональным киллером, или возможным возвращением из мёртвых Мориарти в 4 сезоне.



Моффат превосходно осведомлён о своей "власти", но она совершенно не смущает его.

Эти заставляющие ронять челюсть повороты - зачастую изобилующие сюжетными дырами, через которые запросто проедет даблдекер - привели к ещё более сильным перехлёстам в "Докторе Кто". До того, как принять сериал от Рассела Т. Дэвиса, Моффат взорвал мозг, написав для него несколько блестящих эпизодов, признанных лучшими за всю историю этого шоу. Но когда он получил бразды правления всем сезоном, моффатовский мир Доктора Кто пошёл трещинами и начал разваливаться на куски под тяжестью чересчур запутанной мифологии. "Суть истории в окончании, - заявил Моффат на Комик-Коне, - и в том, как ты к нему приходишь". Это подразумевает, что сначала он придумывает эффектный "вотэтоповорот" ("А что если Ривер Сонг дочь Эми Понд? Что если Дэнни Пинк станет киберчеловеком? Что если Мисси - тайный Мастер?"), а затем разрабатывает его в обратном направлении. К сожалению, в жертву такому подходу к повествованию, когда превыше всего ценится возбуждающее завершение истории, зачастую приносится логичность сюжетных арок и правдоподобность развития характеров.

Было бы крайностью говорить, что Моффат угробил этих двух персонажей. Шоу Моффата всё ещё любимы миллионами и, к счастью для нас, "Шерлок" покрыл Камбербэтча и Фримана неувядающей славой. Но Моффату известно о критическом отношении фанатов, которые глубоко заинтересованы в наследии Доктора Кто или Холмса. Он говорит, что во время написания сценариев чувствует себя "одержимым паранойей, преследуемым тенями, жалким и несчастным", а своим самым большим недостатком называет то, что он "не знает, когда достаточно действительно достаточно". Возможно, этот низкий уровень осознанности причиной тому, что в следующих нескольких эпизодах "Доктора Кто" и "Шерлока" мы увидим своего рода возвращение к корням этих легендарных фигур. В новом трейлере 9 сезона "Доктора" мы видим, как он с любовью обнимает Клару и придуриваясь играет на гитаре. Дурашливый вид идёт Капальди и обещает новую версию легкомысленных дней сериала. Возвращение "Шерлока" к лучшим временам принимает ещё более экстремальную форму: действие нового рождественского спецвыпуска будет происходить в викторианском Лондоне, с триумфальным явлением котелка Джона Уотсона и дирстокера Шерлока. Всё правильно, Холмс собирается домой.



"Мы обнаружили, что уже были прецеденты приключений Шерлока в викторианскую эпоху"

Но не стоит ожидать слишком больших изменений в том, что касается подхода Моффата к повествованию. Говоря о Холмсе (и, может быть, о себе самом), Моффат сказал: "Думаю, мы всегда будем влюблены в образ человека, который понимает всё, кроме себя самого". Но чем лучше Моффат будет понимать самого себя, тем лучше он будет понимать легендарных героев, которых он лепит по своему образу.

Впечатления, Шерлок Холмс, Доктор Кто

Previous post Next post
Up