Познакомилась с украинкой, которая живёт здесь постоянно, замужем за итальянцем. Она русскоязычная, с Восточной Украины, выросла совсем рядом с моим родным городом. Ей ещё нет сорока, двое детей, мальчику - младшему -столько же, сколько Серёже. Вчера она с сыном приехала в наш городок специально, чтобы пообщаться, и мы вместе гуляли по специальной велосипедной дорожке (есть здесь такая). Мальчишки - на великах, а мы - ногами. Они приехали на машине, велосипед привезли с собой.
Живёт она в другом городке, где совсем нет русских. У них вилла на самом берегу моря, в шторм волны достают до садика (пришлось построить стенку, говорит она). Кусок пляжа напротив их виллы считается "их пляжем", там никогда не бывает чужих. Когда дети были маленькими, она ставила на плиту кастрюли и шла с детьми на пляж. Периодически прибегала проверить, как оно там готовится - почти как из соседней комнаты.
Муж занимается тем, что "строит лодки" - на самом деле, не лодки, а яхты маленького размера, как мы потом выяснили. Она не работает. Муж часто ходит в море на рыбалку, привозит огромных тунцов. Часто катаются в море всей семьёй, в соседние города вдоль побережья, на остров, который лежит в море почти напротив их дома. На остров можно допыть и на байдарке или катамаране, они с дочкой (старшая) часто так делают. Там чудесные пляжи, и под водой тоже красота; они ныряют с масками. Я спрашиваю: "Ты хорошо плаваешь?" Она смеется: "Нет, не очень... вообще-то, да".
Рай, правда? И всё это не на острове в дикой стране, а в центре Европы. Рай. Позавидовали?
А вот вторая половина её жизни.
Она не работает не потому, что не хочет, а потому, что работы совсем нет. Только летом. Поэтому летом она подрабатывает, где только может. В этом году работала в баре, но там ей, кажется, не понравилось, поэтому следующим летом она планирует начать искать работу пораньше. Она хотела бы устроиться в отель. Мы все понимаем, что отнюдь не менеджером, да? Она говорит, что в сезон все пашут на пределе сил, чтобы побольше заработать, и она очень уставала, похудела, осунулась. Сейчас она оформляет пособие по безработице, зарплата была маленькая, поэтому она рассчитывает только на единовременную выплату в 500 евро примерно, вряд ли больше. Постоянное пособие ей не дадут.
В Италии очень редки виллы на одну семью, это роскошь - зато распространены виллы "a sciera". Это значит: на две семьи, пополам. Вот и у них такая: на первом этаже семья брата мужа, на втором они. Уже не так шоколадно, да? Море беспощадно к человеческим стройматериалам, и всё очень быстро разрушается: железо ржавеет, дерево гниет, штукатурка отслаивается. Я так поняла, что они постоянно что-то ремонтируют понемногу. Отапливается вилла печкой, печку они топят специальными брикетами, на кухне - газ в баллонах. Хотелось бы магистральный газ, конечно - но тянуть его от ближайшей трубы стоит просто миллион денег, слишком дорого. До города далеко - надо ехать на машине или на велосипеде. Море? "Дети подросли, и уже не ходят со мной на море, - говорит она. - Они и по-русски не хотят разговаривать. Стесняются быть не такими, как другие, итальянцы. Сын подрос, и уже не хочет обниматься со мной, как раньше. Дочка не разрешает себя фотографировать. Почему? Не знаю". Она ужасно милая, худенькая, красивая, и сын у неё прекрасный, послушный и внимательный; думаю, что и дочка тоже хорошая. Но, наверное, ей не хватает немного тепла и общения. Всё-таки она - единственная русская на много километров вокруг.
А я не успела позавидовать, потому что узнала эту информацию в другом порядке. Сперва - что не всё просто. Потом - сколько в её жизни прекрасного.
И я подумала: а ведь так у каждого. У каждого в жизни есть и сложности, которые вызывают сочувствие, и то, чему можно позавидовать. У каждого есть персональный рай. Главное - не забывать почаще туда заходить.