Авантюра в период кризиса

Feb 09, 2015 03:40

Все пишут и говорят, что в России настали тяжелые времена, бизнес закрывается, у населения денег нет, госзаказы давно поделены между своими, а сейчас уже и им не хватает. Понимаю, что люди эти гораздо умнее и опытнее меня, но почему-то кажется, что сейчас - самое время раскручивать невероятные, безумные, но вымечтанные проекты. И кажется, что именно сейчас у них есть будущее.
Смотрите, почему. Бизнес, привыкший за "жирные" годы к определенной доходности, был постоен с учетом этой доходности, то есть - везде с размахом и с запасом. Сейчас он стал зарабатывать гораздо меньше при необходимости "вертеться" гораздо быстрее. Что видит и чувствует собственник? Уменьшение доходов, увеличение прилагаемых усилий, необходимость сокращать расходы путем ухудшения условий труда, уменьшения персонала. При этом бизнес может оставаться прибыльным, но прибыль могла сократиться в разы! Психологически это тяжело, особенно если "удержание на плаву" требует от собственника новых и активных действий. Ожидания расходятся с действительностью. Собственнику начинает казаться то, что в определенный момент кажется всем людям: раньше было много и легко, а сейчас стало мало и тяжело - да за такие деньги я работать не буду, особенно, если в кубышке кое-что есть. В других случаях собственник и рад бы работать, но не сможет, геройски погибнет под развалинами структуры управления собственным бизнесом. Потому что - помните, я говорила про "жирные" годы? - бизнес-процессы были выстроены без острой необходимости экономить (или привлекать дополнительные продажи). Развивалась компания без постоянной проверки эффективности этого самого развития. Поэтому "обросла" бессмысленными бизнес-процессами, хорошими людьми без должной квалификации, показушными традициями. Чтобы выжить сейчас, собственнику надо перестроить всю структуру ведения бизнеса, а он это... не может! Кто-то просто не умеет (а консультантов нанимать жаба давила и в лучшие времена - чего уж теперь, когда самому денег не хватает?), кому-то не дают амбиции, кто-то повяз в личных отношениях с неэффективными работниками. Какие-то собственники начинают чистить бизнес "огнем и мечем" - но и здесь результаты часто плачевны. Сокращаются работники, чьи функции, как кажется, можно передать другим, но где гарантия, что реципиент будет доволен такой передачей? Что он не подумает сакраментальное "было легко, а стало за те же деньги тяжело"? Ведь и для него ожидания расходятся с действительностью. И вообще, чего это он  вдруг начнет играючи справляться с дополнительными функциями? Его бы поучить, повысить ему квалификацию - а денег нет, или мало и жалко. В результате процессы дают сбой, все демотивированы, подспудно ждут увольнения, иногда появляются случаи саботажа. Добавьте к этому исчезновение традиций, которые частично были показушными, как дорогостоящие корпоративные мероприятия, а частично - реально важными для тим-билдинга и лояльности, как корпоративная медстраховка, внутренние семинары, подарки на праздники, забота компании о сотрудниках. Короче, что-то я слишком разговорилась, а мысль была простая: во время кризиса многое закрывается, или "сжимается" до необходимого прожиточного минимума, чтобы только обслужитьтот сегмент рынка, который неожиданно оказался верным клиентом и нуждается именно в этой компании.
И что происходит, когда "старые" компании закрываются или сокращают свою деятельность? О, волшебство! Высвобождается всё: площади, профессионалы, ресурсы. Ведь всё это тоже кто-то продает! И они тоже почувствовали сокращение рынка, а значит, готовы демонстрировать невиданную раньше гибкость: снижать ставки аренды, идти работать за меньший компенсационный пакет, пересмотреть условия поставок. С другой стороны, из-за ухода бывших игроков на рынке неизбежно появился некий избыток денег. Их, может быть, немного, но они совершенно не знают, где же обменяться на нужный товар. Они ищут продавца. И если вы видите, что именно надо этим неприкаяным деньгам - самое время подумать о своем бизнесе.
Созданный в кризис бизнес будет иметь ещё одно неоспоримое преимущество: при расчете бизнес-плана собственник уже будет исходить из неблагоприятной ситуации. Для него ожидания не расходятся с действительностью, он их только формирует, с учетом того, что есть сегодня, а не того, что было вчера. И это прекрасный задел, своеобразная психологическая фора. Обычно бизнес-план считают так: нормальная ситуация, благоприятная, неблагоприятная. И планируемые показатели для всех трех. То есть, тон всё-таки задает нормальная. Сейчас картина сместилась: нормальная, "средняя" ситуация по показателям стала равна неблагоприятной. Если бизнес-план показывает, что даже при дальнейшем ухудшении компания выживет - что ж, у неё есть все шансы! А если экономическая ситуация вдруг начнет выправляться, останется только собирать прибыль. Да и бизнес-процессы в новой компании будут сразу строиться эффективно и экономно - нет, просто нет лишних денег! В расходах не будут запланированы ни евроремонты, ни президентские кабинеты. Зато будет работающая система учета, четкое и разумное распределение обязанностей и контроля, потому что нет и лишних людей. При некоторой удаче (сюда включим всё, и особенности бизнеса в России в том числе) новая компания будет более конкурентноспособной, чем старая.
Что навело меня на такие размышления? Сегодня ждала ребенка со дня рождения и пошла посидеть в ресторане при отеле, который знаю уже лет пять. Меня хозяйка целует при встрече, как родную племянницу, спрашивает: "Ты когда приехала? Четыре дня назад? А пришла только сегодня!" И все пять лет я наблюдаю за развитием этого ресторана. Отель, конечно, тоже модифицируется, но это происходит не так заметно, внутри, а ресторан - вот он, на глазах. Пять лет назад это была площадка под открытым небом с зонтиками от дождя (или солнца, так как работал он только летом) плюс маленькая комнатка, где постояльцы получали завтрак из чашки кофе и "корнетто". Потом у площадки появились стеклянные стены и крыша, на столиках  - скатерти и приборы, но самое главное - интернет. Вы не знаете, что такое - интернет в Италии! Его просто нет, почти нигде. На 15 отелей только два будут с интернетом. А тут - постоянный вай-фай для всех посетителей ресторана. И все туристы, как зачарованные, побрели питаться именно сюда, чтобы во время обеда ещё посмотреть почту, жж и прочее - фейсбука, по-моему, тогда ещё не было в активном употреблении. Стены и крыша, а также передвижные обогреватели вдоль стен позволили ресторану работать осенью, зимой и весной - всё-таки зима здесь не такая, как у нас. На задней стене появилась огромная панель - телевизор для просмотре матчей или просто мультфильмов, напротив - диван. На него отправлялись отдыхать утомленные питанием дети, пока их родители продолжали общаться и есть. Но это было не всё. Года два назад мы обнаружили, что по вечерам в ресторане играет живая музыка и поет живая девушка. А сегодня я почти испугалась: ресторан был набит битком, столы переставлены... там проходило состязание местных парикмахеров! Зрители пили и ели, конечно. Состязание продлится ещё пару дней. Я в восхищении - из площадки, на которой бывало клиентов три - пять за день, хозяин сделал практически культовое место, которое, уверена, теперь приносит доход не меньше, чем весь отель!
Если к осторожному, продуманному, заточенному под кризис бизнесу добавить такую вот смекалку, фантазию, деловую хватку - всё получится. Просто не может не получиться.

размышлизм, экономика

Previous post Next post
Up