Хотела сделать коммент, а что-то развернулась в целый пост. Адвокат Ксения Полежаева написала небольшую заметку о том, как при разводе и дележке ложек часто выясняется, что энное количество детей оказывается генетически не родными официальным мужьям. И насколько тяжело ей им об этом сообщать. И какими разными бывают реакции. В комментах называется цифра в 20-30%, но позже уточняется, что не вообще, а от количества тех, кто усомнился.
Почитайте сами, тему обсудили так и эдак.
Но я взялась за перо, чтобы сформулировать мысль, которую почему-то в комментах никто не выразил.
Для большинства описанное очевидно ужасно, даже не обсуждается. Разговор сразу идёт дальше - кто тут плохой, кто виноват, кто как себя повёл и какие бедные дети.
Но я знаю несколько жизненных историй, показывающих ситуацию с другой стороны.
Итак, девушка живет с хорошим парнем. Потом вдруг - весна, гормоны, страсть - и уходит к другому.
С этим другим головокружительное счастье у нее длится, увы, недолго. Оно быстро кончается, и она возвращается с пузом или ребёнком к первому.
И он её принимает! Они, конечно, переживают и выясняют отношения. Но в процессе обсуждения закономерно приходят к развилке: выбрать - сделать друг друга счастливыми, или несчастными.
И вуаля: некоторые выбирают счастье! И дальше прекрасно живут семьёй с ребёнком. У него есть родители, у неё есть муж, у него есть жена. Всё отлично.
На мой взгляд, эта история вовсе не про трагедию.
А про то, что жить ей хорошо с хорошим парнем.
А вот детей ее гены хотят от харизматичного красавчика, потому к нему случилось исключительное влечение. При этом красавчик (назовем его так) к совместной жизни может оказаться непригоден или не склонен по тысяче причин. Даже не буду их перечислять, знаете сами.
Плохо ли это всё? С точки зрения моральных скреп - да. Но что такое скрепы и для чего согнуты?
Для наследования.
Для разделения родов и народов.
Для иерархии - вот этот из высокого рода, а этот нет.
Притом, как уже выяснено, общество, социум нуждается в перемешивании. Иначе верхи вырождаются, ленятся и развращаются. В то время, как в низах рождается не меньше талантов, чем в условных верхах. Нет прямой зависимости. Есть тысяча социальных факторов, которые влияют на ребёнка - это да. Но гены - это, натурально, лотерея.
И вот, человечество нуждается в перемешивании генов. Да что там человечество! Природа, или господь бог - в общем устроители игры выдумали половое размножение, чтобы нам было не скучно жить (хаха). Чтобы колеса рулетки эволюции крутились и все время выбрасывали новые сочетания генов.
Влечение к тому, а не к этому геному в лице определенного человека - мощная сила. Которая часто заставляет выбирать вопреки мнению общества, семьи, религиозных проповедников и княгини Марьи Алексевны.
Инстинкты раз за разом подкладывают свинью скрепам, иерархиям, ревнителям расовых теорий и классового неравенства. Женщины приносят детей не от тех, кого велено, а от тех, кого сильно захотели. И что хочешь - то и делай с фактами, которые, начиная с какого-то срока не спрячешь. Диапазон - от инфантильного и мрачного «убить» до зрелого «жить счастливо».
Задвиги с чрезмерной неприкосновенностью генетической линии в истории хорошо известны - как и вызванное ими вырождение. Например, в семьях фараонов и испанских королей.
Но монархам - царство делить. Им повезло с королевской кровью, к которой прилагается то гемофилия, то волчья пасть.
А Васе Пупкину это зачем? Боится не той кровиночке оставить хрущевку?
Давайте рассмотрим внимательнее: как получилось, что женщина не вправе выбрать родить от того, кого она на самом деле хочет? Почему ее надо запирать, заматывать в тряпки, обставлять охраной и запретами? Почему надо клеймить позором и забивать камнями в случае шага в сторону?
Потому, что на женщину во многих обществах смотрят как на ресурс. Она должна подчиняться. И рожать от кого «законно», даже если выдали замуж насильно. То есть, от кого велено. Она принадлежит племени, общине, мужу, но не себе. А если посмеет решать сама - «шлюха», «нечистая», затравят и часто убьют.
Вроде как во многих общественных формациях (не везде) выкарабкались из такого в открытом виде.
Но отголоски - в радении Васи Пупкина о чистоте своей генетический линии. Любой ценой. В том числе ценой счастья «неглавных» членов семьи - женщин и детей. Становится ли он сам от этого счастливей? Да вряд ли. Разве что покормит эго мясцом.
Счастье - оно где-то не там и выглядит не так.
Итак, если глянуть без очков, свернутых из толстых скреп, по-моему, в описанных мной случаях проблемы-то и нет.
Кроме того нюанса, что этичный выход из моральной дилеммы требует от ее участников определенной психологического зрелости.
Ну что может помешать этим людям дальше просто счастливо жить и наслаждаться жизнью? Только махровый пещерный эгоизм и предрассудки. Только осуждение от окружающих белых польт. Только токсичные инъекции морализаторов, ищущих, на ком оттоптаться и кому крикнуть «ату!» Только уязвленное жадное эго.
Женщины скрывают, что ребенок не от мужа, потому, что общество их дружно осудит, а муж, если он вырос в скрепной уверенности, что жена - его собственность, придет в ярость и будет мстить.
Если бы в обществе не культивировалось собственничество, оно было терпимее - скрывать бы так старательно не пришлось.
Когда людям друг с другом хорошо, то не нужны никакие специальные разрешения на счастье в виде генетического аусвайса.
А когда любви нет, то и тысячепроцентная гарантия кристально проверенного отцовства не поможет. Сплошь и рядом не помогает.
Зато вынужденное продолжение рода Пупкиных может привести к появлению нелюбимых «детей унылого зачатия».
Может, пусть это лучше будут дети огненного зачатия?
Может, пора попуститься? Начать отказываться от дремучих задвигов, постепенно учиться выбирать счастье?
Любить близких просто за то, что они рядом, и можно с ними вместе развиваться, делиться ресурсами и эмоциями, переживать поток мира?
Любить близких за них самих, а не за то, что они имеют сертификат генетического соответствия?
А нет любви - так и не мучить друг друга. Расходиться вовремя. Или уж оставаться вместе, но только сознательно, без страшных семейных тайн друг от друга. И принимать решения с открытыми глазами.
Да, известие, что кто-то выбрал для отцовства другого, - ущемляет эго. Но это можно пережить. Зато выбрали тебя, чтобы жить вместе! Тоже очень неплохо, если это желание взаимно.
В конце концов, не всё в мире устроено как мы хотим, не все игрушки Деда Мороза предназначены только нам. Умение справляться с фрустрацией по поводу того, что мир - не бесплатный магазин, мы учимся в 3-4 года. И ничего, большинство научились. Хотя кое-кто до сих пор - нет.
Склонность барабана генетической лотереи вращаться и переворачивать разными боками судьбы - это одно.
А умение и желание простить жизни её несовершенство и устроить счастье там, где вы находитесь в реальности (а не во влажных мечтах и неадекватных претензиях) - это другое.
И это не про гульбу и не про разврат. Это про то, чтобы принять то, чего нельзя изменить.
И про то, что не надо жрать людей из-за букв на бумажке, надо смотреть на них самих. Любить их самих, а не буквы. Или прекращать уже общаться не с теми, сохранить ресурсы на то, чтобы найти тех.
Развод - непросто, выплывание семейных тайн на свет - ужасно тяжело. Разгребать накопившийся п дец никому не весело.
Зато, убрав из своей жизни тяжеловесные конструкции вранья, люди становятся более счастливыми и в итоге говорят что-то вроде «развод - это было лучшее решение в моей жизни».
Собственно, мысль этого поста в том, что продолжение генома и воспитание ребёнка - это два разных процесса, которые могут объединиться в одной паре, а могут, увы нет. Второй случай провоцирует массу трагедий, но их количество можно уменьшить, перестав относиться к ситуации как к трагедии. Это конечно не по щелчку пальцев, и не повсеместно, но в результате определённой внутренней работы которую можно проделать, если ситуация уж возникла.