О здоровье

Aug 17, 2019 10:47

Собрала, упростила и сократила конспект двух взаимодополняющих статей. Можно ли заразиться ожирением? Надо ли так фанатично заботиться о чистоте? Что делать, чтобы иммунитет был лучше?

Микроорганизмы бывают полезные, патогенные и условно-патогенные.
Полезные - симбионты организма.
Патогенные опасны и вызывают болезни, если вдруг смогут размножиться в организме.
Условно-патогенные постоянно обитают в организме, в окружающей среде и в обычных условиях безопасны.
Организм здоров когда в нем действует система противовесов. Мы не можем позволить себе жить в стерильных условиях. Окружающая среда содержит множество микроорганизмов, которые будут рады занять ниши, не занятые полезной микрофлорой.
У бактерий нет цели нам вредить или помогать - они просто живут. И многие из них могут проявлять себя с разных сторон в разных условиях.
Размножение патогенных и условно-патогенных бактерий в организме в норме подавляется полезными бактериями.
В человеке живет 300-700 видов микроорганизмов, а их суммарный геном состоит из 10 миллионов генов, что в 300 раз превышает геном человека. Гены бактерий функционально дополняют ядерный геном человека. Совокупность генов микробиоты названа микробиомом или третьим геномом человека. Получается, что довольно большая часть нас - это на самом деле не мы. Это другие живые существа, с которыми мы «договорились» о взаимовыгодном обмене. Они делают для нас то, чего не можем сделать мы.
Взаимодействие микроорганизмов настолько тесно, что некоторые виды не могут жить друг без друга.
Десятки и сотни видов микроорганизмов объединены в длинные и разветвленные метаболические цепи. Они продуцируют в кишечнике незаменимые аминокислоты, витамины и прочие метаболиты. Они определяют пищеварение, иммунитет и даже поведение, в том числе пищевое. Микрофлора помогает извлекать больше энергии из меньшего количества пищи.
Микробиом по сложности, многоуровневости и сбалансированности можно сравнить с амазонскими лесами. Невозможно только что высадить деревья и сразу получить лес со всеми формами жизни в нем. Это происходит постепенно, притом разные фазы развития леса сменяют друг друга в определенном порядке.
Также невозможно принять курс антибиотиков, а потом пропить пробиотики - и сразу получить готовый хороший микробиом. Есть, увы, такое правило: плохое и вредное растет быстрее. Дестабилизация микробиоты после антибиотика не фатальна, ее можно сравнить с последствиями лесного пожара. Лес восстановится. Но не сразу. И только если не жечь его снова и снова.
Десять лет назад в исследованиях было установлено, что даже однократный курс антибиотиков ведет к снижению разнообразия микробиоты человека в течение четырех лет.
Этот же срок - тот, за который микробиота устанавливается у младенца. В утробе он стерилен, при естественных родах получает вагинальную микрофлору матери, а потом получает бифидобактерии и лактобациллы при грудном вскармливании. А также ребенок обогащает свой микробиом, встречаясь с разнообразным окружающим миром. Если нет ни того, ни другого, ни третьего - правильному, богатому и сбалансированному микробиому образоваться трудно.
Полноценная микробиота составляет цепь расщепления богатой энергией клетчатки до бедных энергией соединений. Каждый промежуточный еще содержащий энергию метаболит усваивается очередной бактерией, способной синтезировать ферменты для его расщепления, поглощая свою порцию энергии. Конечными метаболитами являются короткоцепочечные жирные кислоты. которые в основном катаболизируются клетками кишечника и не сублимируются в жировой ткани, а некоторые из них даже препятствуют ожирению и подавляют аппетит. Таким образом полноценная микробиота практически полностью утилизирует энергию клетчатки и защищает хозяина от ожирения, даже если тот злоупотребляет быстрыми углеводами.
Проведенный в 2017 году мета-анализ исследований на почти 500 000 человек констатировал значительное влияние применения антибиотиков во младенчестве на увеличение риска развития ожирения в более старшем возрасте, при этом доза антибиотика положительно коррелировала со степенью ожирения.
В отличие от нормальной микрофлоры, "микробиота ожирения" однообразна, в ней не хватает видов, родов или целых семейств бактерий. Поэтому метаболическая цепь бывает разорвана. Отсутствие видов бактерий, специфически расщепляющих промежуточные метаболиты, ведет к накоплению последних в просвете кишки. В отличие от клетчатки, промежуточные метаболиты способны усваиваться организмом, в том числе увеличивая запасы жировой ткани. Таким образом "микробиота ожирения" содержит своего рода бреши, через которые энергия "утекает" в организм человека.
Эксперименты по трансплантации человеческой микробиоты стерильным мышам показали, что мыши, получившие более бедную "микробиоту ожирения", демонстрировали значительный набор жировой массы уже на восьмые сутки. В тоже время, масса жира у мышей, получивших микробиоту от людей с нормальной массой тела, оставалась без значимых изменений на протяжении всего эксперимента.
Кроме того, авторы исследования решили проверить «заразность ожирения». Мышей с двумя видами микробиоты поселили вместе. На десятые сутки жирные мыши похудели, а худые не заразились ожирением - остались такими же! Анализ показал увеличение разнообразия микробиоты у мышей, имевших однообразную"микробиоту ожирения".
Следует учесть, что мыши являются копрофагами, что значительно облегчает естественный обмен микробиотой между сожителями.
У людей же обмен микробиотой происходит через социальные связи.
Разнообразие микробиоты детей увеличивает посещение детского сада. Но обмен микрофлорой может происходить через любые социальные связи.
Анализ медицинских карт 1519 семей американских военнослужащих показал, что индекс массы тела членов семьи после назначения на новое место службы в течение 24 месяцев изменялся в соответствии с показателями у населения данного района.
И вот еще из другой статьи:
Интересно, что дети, живущие в сельской местности или небольших городках, реже, чем городские, страдают от таких хронических недугов, как астма. По мнению специалистов, причина различия в том, что дети в деревне чаще сталкиваются с бактериями. Например, на заднем дворе, в саду или на грядке, где они могут попробовать немытые фрукты или овощи. В этом нет ничего страшного, - уверен автор исследования. Чрезмерная, доходящая до истерики, забота о детях и ежеминутное строгое соблюдение правил гигиены играет злую шутку с заботливыми родителями - их ребенок оказывается неприспособленным к жизни во "враждебной" окружающей среде.
 Иммунная система детей должна иметь дело с бактериями и вирусами извне. Если дети едят только стерильные продукты, то иммунитет начинает работать против организма, разрушая здоровые ткани и способствуя аутоиммунным воспалениям. «Стерильными» исследователи называют не столько чисто вымытые фрукты, сколько продукты длительного хранения и те, которые прошли термическую обработку. Фанатичное соблюдение чрезмерных гигиенических норм приводит к тому, что из-за отсутствия провоцирующих факторов иммунная система разучивается бороться с «врагами».

UPD: В норме антитела IgE-класса, которые и вызывают реакцию аллергии (то есть гиперчувствительность немедленного типа), нужны для защиты организма в первую очередь от гельминтов (а не от бактерий), а городские дети с ними практически не встречаются, в отличие от деревенских. Если организм не встречается с подходящими антигенами, происходит сбой иммунной системы, и начинается реакция на другие обычные антигены, присутствующие вокруг ребёнка. Эта так называемая "гигиеническая гипотеза" давно принята в науке.


здоровье

Previous post Next post
Up