У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть?

Feb 20, 2012 12:24

Наши друзья, обучающие петь - в том числе тех, кто "совсем не способен" - не устают объяснять, ярлык этот нелепый и глупый. И именно обиды, полученные от тех, кто кричал вам "замолчи" - больше всего мешают петь, а не какие-то природные причины.
Умение петь, то есть
а). не бояться вообще звучать
б). управлять высотой звука
- вполне нарабатывается упражнениями, совсем несложными.

Оригинал взят у lyosia в У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть?
Замечательная статья по поводу управления голосом и видео одной из работ с тренинга Алексея Коляды "Открытие Голоса". С удовольствием делюсь:

Оригинал взят у araviya в У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть?
В детстве я много пела. В 7-8 лет я пела в студии народного творчества, в 9 я без устали крутилась у зеркала, придумывая танцы и заучивая эстрадные хиты и все новые и новые песни. А потом кто-то добрый сказал мне, что пою я плохо, и что вообще голоса у меня нет . Нет, он, конечно, есть, но не для пения. Говорили мне это настойчиво, и я сама слышала, что не всегда пою так, как поет голос из магнитофона. А чуть позже я узнала, что для того, чтобы красиво и точно петь, нужно иметь музыкальный слух, который у меня тоже отсутствует , вместе с голосом. Слышала я это многократно - в школе на уроках музыки, в семье, среди друзей и знакомых. Годам к 15 я четко знала, что петь мне нельзя, потому что этим я омрачаю настроение окружающих. Причем, я до сих пор не понимаю, когда именно тот самый пресловутый медведь сделал свое подлое дело с моим ухом и оставил меня без пения, потому что я же пела и мне это нравилось! Видимо, собирательное мнение окружающих о моих певческих способностях и собственные поражения подействовали на меня сокрушительно. И петь и просто звучать я тогда перестала надолго.



А пару лет назад я вдруг узнала, что отсутствие музыкального слуха, коим я наделена, к слуху никакого отношения не имеет! Дело совсем в другом - в способности точно соотносить по высоте звучания слышимую последовательность звуков (или вспоминаемую) и звуки, которые человек сам издает. Собственно, именно отсутствие этой способности и называют «отсутствием музыкального слуха».

В сущности способность звучать на нужной высоте, из-за не развитости которой многие перестают петь, является простой задачей на мышечную координацию . Некоторые люди осваивают ее быстро и легко еще в детстве. Про них то, счастливчиков, мне часто говорили, что у них есть музыкальный слух. К этому, правда, добавляли, что это умение - от природы. А поскольку природой оно дано не всем, то не стоит пытаться что-либо делать со своим голосом. И я, конечно, успокоилась и не рыпалась, потому что меня природа таким богатством не наделила. И приняла это как данность.

Конечно, некоторым простого совета «не пой - слуха нет» недостаточно. Они проявляют упорство и поют. Хотя это стремление, как показывает опыт, не всегда приводит к хорошим последствиям. Через некоторое время, так и не развив способность звучать точно, можно получить изрядный багаж обид, комплексов, отчаяния и неуверенности - всего того, что проявляется в тех случаях, когда у человека что-то не получается, а окружающие смеются над ним. Или делают что-нибудь обидное.

Собственно, с таким багажом впору забить на способность звучать и петь, думая, что это удел одаренных людей. Однако, не стоит забывать, что так называемый «музыкальный слух» - это способность, а значит, ее можно развить. Так мне когда-то и сказали, добавив, что на самом деле музыкальный слух есть у всех , просто не у всех он развит.

На видео, представленном ниже, заснята и успешно испробована мной одна из возможностей работы с этой способностью - способностью точно соотносить по высоте звучания звуки, которые человек слышит и которые сам издает. Это простое упражнение, доступное каждому , когда-то казалось мне просто невыполнимым и ужасным. Сейчас я, когда-то боявшаяся открыть рот и пропеть любую мелодию, делаю его легко и просто. С помощью этого упражнения человек обучается звучать выше-ниже , меняя высоту звучания, что как раз и является необходимым условием для развития «музыкального слуха».

При выполнении этого упражнения могут обнаружиться трудности: например, оказывается, что голос в каких-то местах становится неуправляемым и как будто звучит сам по себе, причем не очень точно и не очень красиво. Одновременно замечается, что при этом в теле человека проявляются напряжения, из-за которых точно изменить высоту звучания не получается. Скажу по секрету, эти телесные напряжения, как оказалось, и являются теми самыми накопленными обидами и прочими бедами, которые проявляются при любых попытках петь в недружественной среде. Немного работы и охоты точно звучать - и эти напряжения быстро уйдут. На видео ребята не показывают работу с напряжениями, зато подробно показывают и рассказывают, как освоить способность звучать выше-ниже. А работу с напряжениями, я думаю, мы покажем позже.
Удачи!

image Click to view

фольклор, телеска и духовка, пение

Previous post Next post
Up