Потребность принадлежать

Sep 10, 2006 12:28

Мнение детей никого не интересует. Дети - заложники. Заложники своей привязанности к родителям и стремления принадлежать к семье. Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер говорил о том, что привязанность детей так глубока, что ради нее ребенок готов пожертвовать даже своей жизнью.

Потребность в отношениях с другими людьми, потребность в принадлежности к какой-то группе, общности, делает человека зависимым от того, как к нему относятся значимые другие. Одобрение этих других надо заслужить. И эти другие всегда найдут возможность сказать тебе, что ты недостаточно хорош. А еще могут не давать четких критериев того, что нужно делать и насколько хорошо, чтобы их одобрение было получено.

В психологии пользуется большой популярностью поведенческий подход. Он очень эффективен - самый простой способ влиять на поведение людей. Поощряй нужное тебе поведение, и человек будет его демонстрировать. Ты даешь свое дозированное одобрение, и человек стремится его получить.

Вся школьная система построена на том, чтобы сделать ребенка зависимым от одобрения взрослых. Его оценивают на каждом уроке за знания и поведение. Оценивают за каждую четверть и за год. Вся школьная жизнь строится на оценивании. Идет борьба за оценки.
И даже родители зависят от оценки их ребенка школой. Школа держит в тревоге и детей, и родителей. Апофеоз оценивания - поступление в вуз.

Драму оценивания мощно выразил в своем романе «Условно пригодные» датский писатель Питер Хег.

Про поведенческий подход мне приходилось немало рассказывать людям. Я могла научно обосновать его эффективность. Но меня в то же самое время не отпускало чувство некоторого презрения к тем, кто становится жертвой манипуляции. Мне вообще не нравятся жертвы. Жертвы одобрения других - зависимые люди. Они готовы на все ради одобрения. И очень трудно их уважать.

Воспитывать детей так, чтобы они знали, что они имеют непререкаемую ценность как человеческие личности без необходимости заслуживать наше одобрение, не давать им оценок (даже слова «Ты - молодец!» - оценка) - почти невыполнимая задача. Какой нам нужен самоконтроль, чтобы удержаться от оценивания! А по-другому не получится. По-другому мы получим еще одно поколение рабов.

дети, бихевиоризм, созависимость

Previous post Next post
Up