Working Identity

Sep 08, 2006 09:40

Читая разные Журналы, нередко сталкиваюсь с жалобами то маленькую зарплату, то на условия труда, то на сложные отношения в коллективе. Причем чаще всего эти жалобы многократно повторяются. И ни разу мне не попался текст, в котором человек поделился бы опытом радикальной смены карьеры, что привело бы к чувству удовлетворения оттого, что, наконец, занимаешься тем, чем на самом деле хочется.

Иногда я пытаюсь намекнуть автору Журнала, что можно в своей жизни что-то поменять, и тогда жаловаться не придется… Обычная реакция - отторжение самой идеи изменений. Был случай даже, когда нарвалась на агрессию дамочки, к которой, собственно, я и не обращалась.

Что такое профессиональная идентичность? До какой степени она определяет наше «Я»?
Если профессиональная идентичность, по сути, является центральным стержнем самоописания, то тогда понятен страх перед сменой профессии. Это страх потерять себя.
Кто я, если не преподаватель вуза, врач или программист, например? Что я еще могу сказать о себе?

Working Identity в контексте нашей интегративной самоидентификации занимает большое место, но вряд ли она должна быть главной. Полное слияние со своей профессией делает человека уязвимым и несвободным. Потеря профессии по независящим от нас обстоятельствам или унизительные условия реализации своего профессионального выбора разрушительны для самооценки, а иногда - и для всей жизни.

Страх перед серьезной сменой деятельности имеет свои корни в нашей недавней истории. При социализме человека программировали на то, что надо работать до пенсии на одном предприятии, что стаж работы был непрерывным, работать надо в соответствии с записью в твоем дипломе и т.п. Люди, менявшие работу, вызывали недоумение и даже осуждение. Помню, когда я уходила с преподавательской работы по собственному желанию, то мои коллеги по кафедре не одобрили этот шаг. А когда переучивалась на новую профессию, то было несколько жестких комментариев.

С чем был связано мое решение? С одной стороны быть преподавателем вуза удобно - много свободного времени. Мне тогда это подходило - я могла растить своего сына без детского сада. Но угнетала маленькая зарплата. Были определенные моменты и в коллективе. Надо сказать, что сама кафедра была достаточно спокойной, в отличие оттого, что часто творится на университетских кафедрах. Были просто неприятные мелочи. Например, ссорятся лаборантка с методисткой. Обе - взрослые тетки, ненавидят друг друга. И лаборантку с ее пишущей машинкой пересаживают в преподавательскую. А лаборантка в столовую не ходит, ест то, что приносит из дома. И вот в преподавательской воняет чесноком, потому что лаборантка жрет из банки салат из свеклы с большим количеством чеснока. Или часами болтает по телефону со своими подружками, мешая преподавателям отдыхать между лекциями или спокойно общаться.

Еще один момент имел значение. Для меня важно видеть, как моя деятельность приводит к каким-то изменениям. Важна обратная связь. В преподавательской работе это очень относительно. Конечно, можно тешить себя надеждой, что ты сеешь разумное, доброе…
Но всходов ведь не увидишь. И где гарантия, что они упали на плодородную почву. Короче, за шесть лет преподавания мне это перестало нравиться. И я просто ушла. Почти в никуда. Тот опыт работы, который был в промежутке между преподаванием и психотерапией, дал возможность узнать, чего я не хочу. Я однозначно не хотела работать на кого-то. Мне это не подошло. Я не хотела работать в «большом и дружном коллективе». Я - не человек команды. В период поиска я многое узнала о себе.

И сейчас со страхом думаю о том, как бы я жила, если бы не осмелилась уйти из вуза в то трудное время. Когда всех везде сокращали и все боялись потерять работу. Но именно тогда из бюджетных организаций уходили отважные и начинали свой собственный бизнес. А другие оставались.

Сегодня я занимаюсь тем, что мне действительно нравится. Мне нравится содержание моей работы, мне нравится то, что я сама определяю, с кем и сколько мне работать. Мне нравится то, как оплачивается моя компетентность.

Во всем мире растет количество тех, кто резко сменил род деятельности. Причем часто это делают вполне преуспевающие люди. Мотивом решительного шага является стремление быть верным самому себе и заниматься именно тем, что поможет реализовать свой потенциал и свои мечты. Эти люди тоже часто уходят в никуда. Они тоже проходят через период поиска себя. Этот период очень тревожен. Он может быть наполнен неопределенностью, беззащитностью, потерями и беспорядком. Но без периода практического поиска и исследования своих возможностей сложно найти свой новый путь. Пробуя себя в новых занятиях, переходя в новые группы, ища новые ролевые модели и переделывая свою историю, мы даем себе шанс прожить такую жизнь, которая даст нам ощущение счастья.

забота о себе, самоуважение, время жизни, ответственность, идентичность

Previous post Next post
Up