Две церкви?

Feb 06, 2023 07:54

Когда заходит речь о церкви, появляется ощущение какой-то силы, уходящей в глубь веков. Это, действительно, не учение. Вернее, дело не только в учении.

Махнач говорит, что христианство - это религия, о которой лгали больше всего. Любую религию кто-нибудь ненавидит. Но ни об одной столько не лгали, как о христиансиве, и о христианах.
Махнач приводит исторический пример. Ещё в первые века христиан обвиняли в том, что они хоронят не мертвецов, а живых, чтобы присвоить их наследство. Отсюда пошёл обычай, который сохранился до наших дней - хоронить покойников на третий день.

А что, если с такой точки зрения посмотреть и на наши дни? ☺ На разную литературу, в больших количествах... Разных характерных деятелей... Насколько они лгут? Или пнресказывают ложь?

Тем более... В наше время уже никого не удивишь ложью.

И это тоже отмечает Махнач. Люди античности были не лучше нас - у них рабовлаление, страшные войны, в общем, хватало жестокости. Но они, в отличие от нас, были честнее.
Да, так вот. Сейчас и враньём-то никого не удивишь... И уже враньё не враньё, а "что-то другое".

* * *
О. Павел Адельгейм, думаю, может служить эталоном священника. Казалось бы, одних проповедей о. Павла достаточно для возрождения России. Однако этого, увы, не произошло.

Так вот, о. Павел застал ещё ту, дореволюционную, церковь. Вернее, те люди были ещё живы. Сам о. Павел родился уже, конечно, после революции. Но были живы люди - те... И они служили священнмками, архиреями, монахами и монахинями. Или это были миряне, правосланые люди, образованные.
О. Павел как-то особенно о них вспоминает. Он говорит, что это были глубоко порядочные люди.

О. Павел говорил, что изменилась церковь. И по поводу "организации МП" высказывался весьма прямолинейно и категорично, что она разушает православие. Хотя и в МП отмечал достойных людей.

* * *
Я лично не была знакома ни с кем, кто получил воспитание и образование до революции. Но у меня сохранились старинные фотографии - дедушки, бабушки в молодости (впрочем, это уже после революции), прабаушки и прадедушки... И с ними ещё люди, родственники, которых я даже не знаю. Но всмотреться в лица - это, действительно, другие люди... Русские. Сейчас уже мало русских лиц. Или практически не осталось.
* * *
Так вот, церковь. "Исследования" большевиков не вызывают доверия. Включая, конечно, пост-большевиков, и всех большевицко- образных. Те "позорные факты", которые наковыряли разные советские учёные большевистской закваски могут частично или полностью оказаться обыкновенной ложью и подтасовками, а частично - найденному дана искажённая, лживая интерпретация.

Но. " Две церкви" всё же существуют. Как бы "две в одной". Хотя есть учение о единстве церкви. В Символе Веры об поётся о единстве церкви.
Но их как будто бы две. Та церковь, о которой вспоминает о. Павел. И какая-то другая...

о. Павел Адельгейм, церковь, Владимир Махнач

Previous post Next post
Up