Завтра (точнее, уже сегодня) хорошо бы мне решить один остро назревший технический вопрос. На протяжении двух дней подряд уже откладываю его решение; хотя назрело это "чудо техники" даже ещё раньше. Собственно речь идёт об обычном телефоне.
Однако нахлынуло вот что-то, на ночь глядя, поговорить о духовном.
Церковь, так называемая РПЦ - для меня это, признаться, боль. Конечно, вся эта система прогнила. В данном случае, церковная система. И пробы на ней давно уже ставить негде.
Причём попы сделали, пожалуй, худшее, что могли сделать. Они выдавили лучших среди своих же собратьев...
В 90-е годы, и в "нулевые" (точно не скажу - до какого момента) в церкви, видимо, ещё были искренние, достойные, умные священники. Сколько их было - единицы, или какой-то процент, этот вопрос стоило бы, конечно, задать тем, кто более, чем я, погружён в церковную систему. Но такие люди в церкви точно были.
Для меня лично и сейчас остаётся примером такого священника о. Павел Адельгейм
https://adelgeim.livejournal.com/. К сожалению, я его не знала при жизни. Но сохранилось довольно много записей его проповедей, интервью. Это сильно. На мой взгляд, по моему ощущению. Это не про тех "попов", к которым мы уже, к сожалению, привыкли. Это совсем другой человек.
О традиции. О пресловутой воцерковлённости. Здесь вот в чём дело. Иногда приходится сортировать худшее. И выбирать не между лучшим и худшим. Тем более, не среди вариантов хорошего, лучшего. Нет. А, видимо, иногда приходится копаться просто в сортах дерьма. Видимо, так.
Профессия ассенизатора, думаю, должна быть окружена в России почётом. Ничего в этом постыдного нет. Наоборот, это достойный труд. Так уж разобраться...
Ну а что лучше?
* * *
Храм. Мой храм. Был. Теперь я, конечно, туда и носа-то побоюсь совать.
Там был "гарант церковной свободы". Собственно это диакон Андрей Кураев, что уж тут секретничать. В моём восприятии, о. Андрей был гарантом церковной свободы; но, конечно, в пределах конкретного храма, где он раньше служил. Эта информация почерпнута тоже из открытых источников, не какими-либо тайными путями. Собственно сам о. Андрей и говорил о "своём храме" - в лекции или в интервью, может быть, в журнале, точно уже не помню.
Так я узнала о храме. И у меня появилась, в общем, оправдавшаяся надежда на то, что в том храме, где служит такой умный, развитый, свободолюбивый человек, как о. Андрей Кураев, какого-то, по крайней мере, выраженного маразма, видимо, не будет. Потому что человек влияет. Тем более, такой известный миссионер, как о. Андрей.
Это серьёзный вопрос. Я редко бывала в других храмах, но всё-таки приходилось. Вот, например, что я увидела в одном из храмов, который выстроили недавно. И неподалёку. Зашла как-то. Симпатичный храм. Несколько раз даже заходила - послушать церковный хор. Посмотреть орнаменты. И вот, как-то зашла и увидела там такую картину. Выходит пожилой батюшка. Идёт по храму. Вокруг батюшки собираются старушки. И вдруг...сгруппировались вокруг этого старого священника, и как начали ему руки целовать. Подобострастно так. Раболепно. Прямо облизывать. Фу... Для меня, на этом, храм всё равно, что закрыт. Я, если туда ещё и зайду, то разве что посмотреть орнаменты. Да и то, ещё подумаю.