Nov 21, 2019 16:34
Поститься - это возможность жить в раю на Земле, потому что аскетическая сдержанность в пище и страстях поможет выстроить как будто бы невидимую ограду. Так сбываются юношеские мечты. Я всегда мечтала жить в раю на Земле. Не в таком, конечно, как коммунисты предлагали. И это не материальный рай. По крайней мере, не только материальный. Какой-то другой... Вот, теперь думаю, пост может стать лесенкой в Небо. Пост можно даже назвать практикой мистического анархизма.
Однако не всё так просто. У меня фоновое недоверие к церкви... Именно к церкви в истории. Здесь простая логика. Если даже апостолы вели себя не всегда достойно, что уж говорить о последователях? Да и церковная история, и, тем более, современность то подтверждает - с одной стороны. С другой стороны, могли быть неканонизированные и даже малоизвестные христиане, равные апостолам, а то и в чём-то превосходящие их. Как знать... Только Господу Богу уже ведомо.
Дело не в сомнении в истинности таинств, если они совершаются не вполне достойными священниками. Совсем не в этом дело. А в том, что последователи на соборах вводили правила для всех остальных. Так, если не вполне умный человек что-нибудь придумает, что будет принято, и этому будут по инерции следовать века - такое вполне может быть. И, возможно, в чем-то так оно и есть...
Полезно, впрочем, не гадать, а знать церковную историю. Знание - оно сила.
В Евангелии каких-то чётких указаний по поводу поста нет. Есть пример Христа. Сам Христос постился сорок дней и сорок ночей перед искушением от диавола.
Ещё такой момент. Поститься имеет смысл, когда Христос не с нами. "Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?" Пока Христос пребывал с апостолами, это было время праздничного пира. И это же не совсем про календарь. Христос вне пространства и времени.
Так, в Евангелии указаний по поводу календарных сроков поста, или, тем более, о том, что стоит вкушать во время поста, а от чего воздерживаться, не найдём. Может быть, поститься стоит по наитию... По зову души. По крайней мере, здесь есть некоторая неоднозначность. Определенный зазор. Между тем, о чём говорит Евангелие, и тем, что происходило после - в частности, это календарные рамки поста, которые были установлены церковью. А, тем более, рекомендации о вкушении той или иной пищи.
О. Андрей всё говорит о том, что женщин якобы радуют запреты... Не знаю - может, это из его опыта. Меня-то, скорее, раздражает, если мне ни с того ни с сего кто берётся указываться - что и когда есть, или платок покрывать, не платок... Я, может, и нарушать нарочито не буду... Особенно учитывая особенности нашего исторического периода. Но удовольствия уж точно не доставит.
Однако я вижу эту идею поста. Как возможности жить на Земле, как и на Небе. По крайней мере, так или иначе к этому приблизиться. Вот это вдохновляет - такая невидимая ограда. В этом смысл. И даже Христос постился перед искушением от диавола.
Плюс к тому, церковный календарь с чередой праздников - в нём есть какая-то радость. Именно, радость прикосновения к невидимому миру. К чистому невидимому миру.
рай,
мистический анархизм,
история,
Евангелие,
пост,
мысли,
Андрей Кураев,
церковь