Вот чего мне недостаёт в православии - холодной силы
https://olga-afanasyeva.livejournal.com/547142.html.
Отеческо-материнские модели, они, конечно, по-своему хороши. И, наверное, нужны. Проблема в том, что как только человек из них вырастает, они "жмут", как костюм неподходящего размера. Отеческо-материнские подходы становятся удушающе-тесны. Человек в них просто задыхается.
Беспардонный разгул эзотеризма в перестройку и 90-е - это нежелание влезать в костюм, который жмёт. По-крайней мере, одна из причин.
О. Андрей отмечал в одной из лекций "мрачноватое нелюбопытство к собственной традиции". И вроде как удивлялся этому. А просто за "костюмом" не видно ничего другого. Запрятано за "костюм". А если "костюм" уж точно не подходит, и его даже примеривать не хочется - и причин для любопытства нет. И если бы о. Андрей не открыл, что спрятано за "костюмом", так бы и... Осталось сокрыто за костюмом.
Или как получается? Если православная жизнь в миру не очень устраивает, хочешь чего-то большего, то только монашеский путь?
Отеческо-материнские модели "прославились" также беспардонным стремлением к власти и тотальным неуважением к свободе воли.
Почему, действительно, церковь не может обойтись без полицейских методов? Без "святой инквизиции" в явном или прикровенном варианте? Есть же у церкви свой метод - отлучение. Анафема, в крайнем случае. Если учение уже не разделяет, не верит или впал в ересь - отлучить от церкви. А дальше что? Дальше - гуляй, Вася... Если покается, то может вернуться. Но так вообще - "васина" свободная воля...
Но что это подразумевает? Это подразумевает готовность церкви остаться в том количестве - в каком наберется верующих... Вот, условно говоря, миллион верующих на всю страну. Тех, кто хочет быть в церкви. Значит, так. А если десяток человек всего осталось - значит, десять человек. А если осталось всего трое христиан - значит, три человека... Но как-то церковь не устраивает такой вариант. Вот, чтобы как есть, это принять.
Вернее, пусть это будет миссионерская деятельность. Пусть это будут учебные заведения христианской православной направленности. Но не устранение конкурентов властными и законодательными методами. И не манипулятивная пропаганда, которая опять же стремится вытеснить альтернативы. И не административное давление. Если уж за истину - так за истину... Просветительски.
Может быть, дело в том, что тех, кому по-настоящему не всё равно - порядка 10-13 % в любом обществе, при любой политической системе (как о. Андрей опять же говорил, ссылаясь на данные социологических опросов).
Тогда получается, что гораздо проще привлечь "скрепами" 90 %, чем просветительски, миссионерски бороться за 10- 13%. И это грустно. :(