Меня тут спросили - мол, как же так, ученые в последние десятилетия все твердят, что мозг необходимо упражнять, учиться чему-то, заниматься интеллектуальной деятельностью, иначе он «закиснет» и форму потеряет, как непрокачанные мышцы офисного сидельца - но разве наш мозг и правда на это рассчитан? А как же тогда первобытные люди его развивали, у них же ни универов, ни интеллигентов не было? Неужели у всех «закисал»?
Вопрос, в общем, резонный, если учесть, сколько лет гомосап существует в условиях неолита и пост-неолита (10 тыс. лет, для большинства народов куда меньше) и сколько он в принципе существует в этом мире (как минимум 100-120 тыс. лет, а скорее всего еще дольше, это все постоянно удревняется по мере развития технологий датировки и новых находок). То есть наши универы, интеллигенты и высшая математика, пусть даже в зачаточном виде - явление очень и очень недавнее, можно сказать, вчерашнее.
Но нужно учесть и такую вещь: «первобытный» палеолитический человек (то есть человек в своем исконно-естественном, природном состоянии) - это не крестьянин, не пролетарий и не хипстер, а охотник-собиратель. Точнее, охотник и собирательница - потому что почти у всех известных нам племен палеолитического типа, за редкими исключениями, разделение обязанностей по гендерному принципу таки существует. Охота - занятие преимущественно мужское, собирательство - женское. Преимущественно - потому что это не жесткое запретительное разделение, у тех же бушменов известны женщины-«профессиональные» охотницы (часто это женщины бездетные), да и обычная собирательница не упустит случай поймать по дороге кого-нибудь мелкого, так же как и охотник не прочь вдобавок к добыче (или вместо нее, если охота не удалась) накопать для семьи немного вкусных клубней. Но в целом охотятся все же мужчины, а собирают клубни и ягоды - женщины. И не потому, что кого-то злобно гнетет патриархальное общество - у тех же бушменов общество вполне эгалитарно - а просто потому, что так удобнее. Беременная, недавно родившая или менструирующая женщина вряд ли сможет успешно гоняться по бушу за антилопами, да и с опасными животными проще справиться мужчине - половой диморфизм у Homo sapiens хоть и слабо выражен, но все же существует, и среднестатистическая женщина физически несколько слабее среднестатистического мужчины. Кроме того, сама охота - занятие рискованное, и если иметь в виду выживание и продолжение жизни всей группы в целом, выгоднее пожертвовать, в случае чего, именно мужчинами: условно говоря, десяток женщин может родить от единственного выжившего мужчины десяток и более детей, а вот единственная женщина от десятка мужчин - куда меньше.
Но мы отвлеклись. Вернемся к мозгу. Как же его развивают - и развивают ли - охотники и собирательницы?
А у них его развивает сама жизнь. Ведь что такое - настоящие, серьезные охота и собирательство? Это совсем не то же самое, что пострелять ворон из малопульки возле дома или сходить в выходной за грибами в лесополосу. Охота и собирательство как образ жизни - это настоящая наука, без всяких метафор и преувеличений. Сложное искусство, которому учатся всю жизнь. Традиционному охотнику нужна отнюдь не только физическая сила - она зачастую вообще дело десятое (у бушменов, например, известны прославленные охотники-инвалиды, без одной ноги). Охотник должен хорошо знать повадки различных животных, уметь читать даже самые старые и незаметные следы, как мы читаем книгу, знать различные охотничьи хитрости и постоянно изобретать новые; понимать и предсказывать погодные явления, разбираться в растениях (нет, не только в съедобных и несъедобных), изготавливать и чинить оружие… Всего не перечислишь. То же самое и у женщин: так, собирательница должна разбираться в растениях и погоде еще лучше, чем охотник, да и искусство читать следы ей очень пригодится - нередко женщины, вернувшись из буша, наводят своих мужей, братьев и сыновей на след потенциальной добычи. Науку эту постигают всю жизнь. Именно поэтому охотник до 40 лет у бушменов считается зеленым юнцом - годам к 30 еще попросту невозможно успеть научиться охотничьим хитростям в достаточном объеме, даже если учиться этому постоянно с детства. А больше всего пищи в пересчете на калории добывают даже не 40-летние «на пике карьеры», а пожилые, 55-70-летние охотники. Потому что, хотя физически старики могут быть слабее молодых, зато накопленные ими огромный опыт и знания не только компенсируют эту разницу, но и ставят их в плане эффективности охоты куда выше «молодых и зеленых». Старики-бушмены - это самые настоящие охотничьи профессора. (Кстати, в 2013 году бушменских охотников приглашали во Францию, чтобы помочь археологам и антропологам истолковать следы на полу разрисованных палеолитическими людьми пещер, и получили интересные результаты - но об этом как-нибудь в другой раз).
Одним словом, в «природном» своем состоянии человек волей-неволей вынужден учиться, пополнять свои знания и вообще активно работать головой непрерывно в течение всей жизни. Охотник и собирательница не могут просто окончить пяти-десятилетний курс и потом только пользоваться уже полученным - в их мире действует принцип «обучайся или погибнешь». А в нашей, современной жизни, чтобы обеспечить мозгу необходимую, предписанную ему природой нагрузку - да, приходится прилагать сознательные усилия. Впрочем, это ведь справедливо и для чисто физической активности - и это никого не удивляет.
Так что вперед - учиться, учиться и еще раз учиться, как завещали палеолитические предки!