В первые годы Советской власти было проведено так называемое «уплотнение». Основанием для этого стал декрет Президиума ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах». Жилой фонд, который на тот момент уже находился в государственной собственности, распределялся среди граждан. Это приводило к тому, что в квартиры могли заселяться несколько семей, которые делили жилплощадь друг с другом.
Воспоминание на эту тему.
«Всю свою жизнь я прожила в коммунальных квартирах, но такого ужаса, как наше новое жилище, не видела.
Когда-то, до революции, это была удобная семикомнатная квартира, рассчитанная на одну семью. Теперь ее превратили в набитый людьми клоповник».
Так ведущая солистка Большого театра Галина Вишневская отзывалась о своей первой московской квартире, куда она переселилась со своим первым мужем после долгих скитаний по чужим углам.
« В каждой комнате доходного дома на углу Столешникова переулка и Петровки помещалось по одной, а то и две семьи. Общее число жильцов коммуналки насчитывало 35 человек. Все они пользовались одной уборной и одной ванной. В ванной, кстати, никто не мылся (для этого ходили в баню), в ней только стирали белье, увешав все стены корытами и тазами».
Фактически, жилье Вишневской представляло собой комнатушку, выгороженную на месте лестничной площадки.
«Как большинство подобных квартир, она имела два выхода - парадный и черный. Так вот черный ход закрыли, сломали лестницу, сделали потолок и пол, и получилась узкая, как пенал 10-тиметровая комната с огромным, во всю стену, окном во двор и цементным полом. Входить к нам нужно было через кухню, где с 6 часов утра и до 12 ночи гремели кастрюлями у газовых плит десяток хозяек, и весь чад шел в нашу комнату».
Именно здесь Вишневская прожила 4 года, работая над своей легендарной партией Татьяны в «Евгении Онегине».
Тогда она уже была примой главного театра страны.
Московских окон негасимый свет