«Саша Градский»

Nov 29, 2021 16:20

Наталья Зимянина:
Саша Градский прошелся по моей жизни пунктиром, но таким жирным! Я даже боялась встретить его каждый следующий раз. У нас были прекрасные отношения, он «тыкал» мне с самого начала, с наших студенческих времен (я его - только на "вы"). Боялась - потому что, во-первых, он заполнял собой и своим непререкаемым мнением любое пространство. И не без агрессии. Во-вторых, я и так почитала его за гения, и боязно было стоять или даже сидеть с человеком, от которого шла такая энергетическая волна, что у тебя мозги съезжали набекрень.
Я считаю, у него был какой-то глубокий комплекс, что он со своим голосом, фантастической энергией и умением лавировать на грани «классики» и «эстрады» так и не стал всепланетарной звездой, ну вроде Пресли или, прости господи, какого-нибудь Пола Анки. Хотел такой славы, ну вот убейте, хотел.
«Ты что думаешь, я не могу как Паваротти?! Знаешь, куда иди?!» - орал он так, что я только и мечтала превратиться в песчинку - не дай бох, увидит кто из знакомых. И приглашал на концерт. И пел сногсшибательно - один такой я помню прекрасно - в зале гостиницы "Россия", - так как ходили вместе с Ниной Александровной Светлановой, и он ей тоже всего наобещал, как оказалось, и пел пару вещей действительно как Паваротти!
Когда он вот так тебя побеждал, с ним потом невозможно было разговаривать.
- Ну что, б…., какого тебе, на х.., еще Паваротти? Ты, б…., твою ж ….. мать, ни хе.. просто не п……, б…., в этом, б…, на х.., я тебе еще так спою, я тебе так зах….., что у тебя ….. …….!
Кто говорил с ним накоротке, знает эту его манеру. (С третьего-четвертого раза она перестала меня смущать). Просто, бывало, я даже не улавливала, о чем, он, собственно, хочет сказать, так как там были одни пулеметные х.. и б…. - в качестве междометий, разумеется.
Вообще ужасный характер был у человека, ужасный. Будто он всегда был не в своей тарелке, и все его раздражало, и все он презирал вот это, всякое наше привычное.
Но я недаром упомянула фамилию великого русского дирижера.
С Евгением Федоровичем Светлановым у Саши была особая дружба, которой, Саша несомненно гордился, особенно в положении, с одной стороны, всенародного любимца, давным-давно знаменитого, а с другой - все-таки какого-то и недооцененного, хотя… Хотя он был из тех людей, кто абсолютно уверен в своей гениальности и вроде бы не нуждается ни в каких подпорках.
Но я все же вспомню эту историю, раз радио так ошарашило с утра новостью о Сашиной смерти. (Убейте меня снова - я еще, прости господи, подумала: инсульт? Да как он раньше жил без инсультов, тыща вольт, лавины энергии, выбросы протуберанцев, как и положено солнцу со всеми его пятнами!)
Так вот. Я отлично помню эту премьеру в Большом театре. «Золотой петушок». Градский поет Звездочета! Сама постановка - ничего особенного и аляпистая, но за пультом Светланов - а это с ума сойти. А в финале… в финале на сцене стоял и пел один Градский, с которого вдруг спадала черная мантия с золотыми звездами - и он оставался в джинсах и рубашке, становясь нашим современником!
Для Большого театра это тогда было невероятно.
Нина Александровна рассказывала, что Светланов, конечно, знал рок-певца Градского, но познакомился с ним случайно, в Доме звукозаписи («ДЗЗ на Качалова», который мы давно оплакали) - оба там что-то записывали. И Евгений Федорович вживую услышал этот ошеломительный тенор, который к тому же чем-то неуловимо отличался от теноров классических, хоть и подходил Большому по всем музыкальным параметрам. И его, я думаю, осенило - потому что отличался Саша от классиков пронзительностью смысла в каждой ноте, без которого рок-певец высокого полета и определенной идеологии вызова обществу не мыслит свое пение. И Евгений Федорович сразу сделал Саше предложение, от которого тот не просто не смог отказаться, а несколько обалдел (хотелось бы мне видеть Сашу в этот момент, потому что смутить его было невозможно).
Правда, начальство Большого театра сильно сопротивлялось, но Светланов был неумолим, и в этом они с Градским оказались похожи.



Наталья Зимянина

Наталья Зимянина:
Вот здесь, меньше пяти минут, Саша сам рассказывает, как Светланов его пригласил. И есть кусочек финала. Стоит посмотреть. Сама слышу и вижу впервые.

image Click to view


Александр Градский - о работе с Евгением Светлановым в опере "Золотой петушок"

воспоминания, пение, музыка, соболезнования, рассказ, искусство

Previous post Next post
Up