Пока-пока, страна заборов

Nov 13, 2020 11:01

В комментариях к одному из моих недавних постов была затронута очень интересная тема - тема заборов. И один из читателей, взглянув на фотографический вид из окна нашего таунхауса, небезосновательно заметил: в этом заборе - вся Россия.

Действительно, в России забор - больше, чем забор.

Это объект, наделенный сакральным смыслом, и если бы требовалось подобрать для могучей державы какой-то символ, то придумать что-то лучше забора просто невозможно. Ну, не балалайку же, в самом деле, выбирать! И не медведя, которого подавляющее большинство граждан видели только в зоологическом саду.

Вот забор это да - наше всё и всё наше.


Для нашего человека Его Величество Забор - гарант неприкосновенности и свободы. Только за крепко стоящим на ногах ограждением наш человек начинает ощущать себя человеком.

Посмотрите на Главный Забор страны, который является эталоном для каждого гражданина. Вот оно как должно быть! Чтоб не приходилось царапать на воротах «не влезай - убьет», а чтоб без слов и издалека все было понятно.

По нашим традициям, правильный забор должен внушать если не ужас, то хотя бы уважение, побуждая всякого, находящегося снаружи, ощутить свое ничтожество, а всякого, находящегося внутри - величие.

Главная функция глухих заборов - охрана и превосходство, а основное, что заставляет людей их возводить - страх: страх вызвать зависть с соответствующими этому гадкому чувству последствиями, страх быть разоблаченным, застигнутым врасплох, выведенным на чистую воду.

Мы боимся утратить свою загадочность, стать понятными окружающим и тем самым перестать производить на них устрашающее впечатление. Мы боимся показать свое истинное лицо, которым, очевидно, не вполне довольны.

Что лежит в основе всего этого, если не неуверенность в себе и осознание того, что мы постоянно пытаемся выглядеть теми, кем не являемся?

Вторая причина заборомании - разнородность общества и недружелюбие, которое одни группы населения испытывают к другим.

Зная или догадываясь о том, как обстоят дела в целом, человек за забором предпочитает установить надежную баррикаду и держаться подальше от не-своих. Даже с теми, с кем мы рождены в одном роддоме и выращены в одной школе, можно не ощущать ни родства душ, ни интеллектуальной близости, а что уж говорить о чужаках, явившихся к нам из заморских далей? Чтобы не тратить драгоценное время жизни на попытки установить культурный диалог, проще построить забор, выполняющий функцию железного занавеса.

Отсюда же идет и нежелание делиться тем, что мы имеем. Ведь если это не так (допустим, мне нравится мой дом, и я хочу доставить окружающим удовольствие созерцания его архитектурных достоинств), то зачем его прятать?

Глухой забор это не просто ограждение без просветов - это стена, разделяющая мир глухих по отношению друг к другу людей на маленькие наделы; это преграда, позволяющая одним глухим не слышать (а заодно и не видеть) других глухих.

А еще забор - это плотный занавес, отделяющий мир актеров от толпы зрителей, и каждому зрителю хочется иметь свой маленький театрик, в котором он может выйти на сценку и почувствовать себя звездочкой, и потому по возможности он возводит свой заборчик.

Конечно, желание обозначить границы своей территории не является следствием фобий. Оно в некотором смысле естественно и понятно: человек стремится к приватности, к отдыху, к возможности расслабиться и пожить, не ориентируясь на впечатление, которое производит.

Однако для удовлетворения этих психологически понятых потребностей есть стены дома, а ограждение, обозначающее границы, необязательно должно быть глухим, высоким и монументальным (хотя Главный Забор со мной, очевидно, не согласится).

Глухота, высота и монументальность заборов - наглядный показатель психологического и социального благополучия. Чем выше напряженность, тем прочнее заборы и тем успешнее они выступают в роли регуляторов отношений между соседями. Спокойные, честные, уверенные в себе соседи, похожие друг на друга своим менталитетом и культурными традициями, не нуждаются в высоких заборах. Гарантией их добрососедства является общение, а не взаимное отчуждение.

Так что забору нашего ЖК пришлось принять на себя всю критику, которую следовало бы направить в адрес общества…

Свой сегодняшний пост я назвала «пока-пока, страна заборов». Почему?

Да потому что сейчас я в Зеленоградске - городе, который унаследовал очень много важного и ценного от Кранца. Сейчас эта местность является частью России, но ее культурный код имеет значительные отличия от культурного кода основной территории. Но об этом завтра…

заметки

Previous post Next post
Up