Jan 16, 2010 15:52
Ну что, наверное, пора что-нибудь написать, а то сколько можно блог пустым держать. Основные две темы, на которые мне всегда интересно размышлять, это балет и политика. Поскольку писать о политике в нашей стране - дело неблагодарное (свобода мысли и слова у нас давно только на бумаге Конституции остались), то буду писать о балете и о тех спектаклях, которые удалось посмотреть. К тому же жж - это хорошее место для хранения информации, а то забываешь часто, сколько всего удалось увидеть.
Повод к началу балетного блога самый что ни на есть значительный - вчера был первый для меня в этом году балетный спектакль. И он получился чудесным (хочется верить, что как год начнешь…). В Большом танцевала Жизель моя любимая балерина Большого - Наталья Осипова. О балерине и ее Жизели спорят уже последние пару лет. Кто-то в восторге, кому-то очень не нравится, но равнодушной не оставляет никого!
Для меня это была четвертая Жизель за последние полтора года и каждый раз мне везет: я все больше и больше проникаюсь стройной композицией этого идеально выстроенного балета, красивейшей музыкой и завораживающим танцем. У каждой балерины Жизель получается совсем по-разному. У Полины Симеоновой (полтора года назад в Мариинке) была влюбленная, но с большим чувством собственного достоинства девушка (совсем не крестьянка), у Алины Кожокару (в апреле 2009, в Лондоне) получилась маленькая озорная девочка - как можно было обидеть такое беззащитное существо! Диана Вишнева (март 2009, Мариинский театр) танцевала так, что я забыла о том, что нахожусь на спектакле. Казалось, что история происходила на самом деле, а я оказалась лишь невольным свидетелем этой трагедии. Ее Жизель завораживает так же, как лебедь Лопаткиной, и казалось, что лучше танцевать уже нельзя.
В общем-то, так оно и оказалось. Лучше нельзя. Но по-другому можно. Наталья Осипова вчера была почти виллисой с самого начала спектакля. Буйного темперамента, к которому мы привыкли, не осталось и следа даже в 1 акте. На сцену с самого начала выбежала бледная и очень! худая (Наташа, по-моему, еще больше похудела за последнее время; конечно, в балете это только приветствуется, но даже здесь что слишком, то слишком) девушка, которая постоянно хваталась за сердце и казалось, что она упадет без дыхания еще в середине 1 акта (говорят, что Наталья заболела после парижского Щелкунчика; очень желаю ей скорейшего выздоровления). Она с самого начала существовала в каком-то потустороннем мире и вчерашний Альберт (Дмитрий Гуданов) этому совершенно не сопротивлялся. Надо сказать, что хотя каждый из героев станцевал великолепно, Жизель и Альберт существовали в параллельных мирах и настоящей любви, которую я видела между героями в других спектаклях «Жизель», здесь не было в принципе. Такая трактовка, правда, показалась очень интересной и имеющей право на существование: в конце концов, Жизель-то, конечно, была влюблена, но в реального человека (которого она совсем не знала) или в свой идеал, неясно. А у Альберта уже была невеста и, вполне вероятно, что крестьянская девушка могла быть для него лишь очередным увлечением (во всяком случае до тех пор, пока Жизель не умерла). Единственным, кто вчера вызывал Жизель 1 акта к жизни, был Илларион (в других версиях «Жизели» - Ганс) - лесничий. Денис Савин станцевал и прожил образ своего героя так, что по-настоящему жаль было его, а не Альберта.
Такое развитие событий к концу акта подсказывало, что героиня умерла не столько от сумасшествия или от несчастной любви, а просто от того, что ее организм не выдержал такого стресса (хотя этим стрессом могло оказаться необязательно предательство любимого). Надо отметить, что и сцену сумасшествия Наталья, на мой взгляд, сыграла очень спокойно, и того безумства, которое ей обычно приписывают в этой сцене, мы с подругой, с которой ходили на спектакль, не увидели.
В целом, первый акт развивался интересно. Постановка Васильева отличается от других (Григоровича, Мариинки) и больше всего мне напомнила лондонскую. Поначалу казалось, что и музыка и действие куда-то несутся, и все происходит слишком быстро. В совокупности с совсем похудевшей бледной Жизель происходящее оставляло меня в растерянности. Оказалось, однако, что танцы были впереди и что Васильев обычное па-де-де из середины 1 акта перенес почти в конец в виде pas d’action. Впервые мне этот танцевальный номер по-настоящему понравился и показался не лишним танцем, который надо было вставить, в общем, в пантомимный 1 акт, а естественным продолжением действия. Исполнен он был тоже великолепно, особенно четырьмя красавцами мужчинами (Болотин, Медведев, Лопатин, Войтюк). Браво! С такими мыслями мы ушли на перерыв (антракт).
Во втором акте Жизель Осиповой превзошла все ожидания. Легка, воздушна, с невероятным шагом и прыжком, она провела его на одном дыхании, и зал почти замер. Лишь в конце, когда бой часов возвестил о рассвете, а значит, спасении любимого, на ее губах появилась улыбка, а в глазах - благодарность судьбе за то, что ей удалось спасти Альберта и спасти себя от участи виллис.
После спектакля зал встал (давно я такого на балете не видела), и Наталью вызывали снова и снова. Владимир Васильев, присутствующий на спектакле, ушел очень быстро, но хочется верить, что он остался доволен. А Иван Васильев стоял у сцены очень и очень долго, и аплодировал любимой девушке. Хочется когда-то их вместе в Жизели увидеть. Может быть, Иван и не прирожденный граф, но химия между этими двумя артистами в балете обычно получается замечательной, и это дорогого стоит. Ну а вообще, еще желаю себе увидеть в апреле Наталью в Жизели с Дэвидом Холбергом. Дэвид в недавнем проекте «Короли танца», безусловно, затмил всех остальных королей.
Ладно, для первого раза, наверное, достаточно. Сегодня иду на гала-концерт «Мона-Лиза русского балета» - посвящение Улановой. Многого не жду, но на Джульетту Евгении Образцовой очень хочется посмотреть. А уже через две недели еду в Питер на Баядерку Вишневой…так что, надеюсь, пищи для размышлений и новых записей в блоге будет достаточно.
Жизель,
балет,
Наталья Осипова