Читалка. Фредерик Бегбедер, Жан-Мишель Ди Фалько. "Я верую - Я тоже нет".

Aug 20, 2013 18:04

Лето продолжается, а значит, на чтение остается не очень много времени. Все-таки нужно максимально использовать эти летние деньки для активного отдыха, катаний, купаний и прочих простых радостей жизни. Чем, собственно, я и занимаюсь.

Но без новых книг я вас тоже не могу оставить. Тем более, что телефон всегда со мной - в любой момент можно открыть и прочитать очередные страниц 15-20. Вот как раз накануне я закончил читать довольно интересную книгу-диалог между писателем Фредериком Бегбедером и католическим епископом Жан-Мишелем Ди Фалько.



Интересности этой книги начинаются уже с самого названия. Правда, доступна эта игра слов только для франкоговорящих читателей. Но если вы не относитесь к их числу - не расстраивайтесь. Ведь у вас есть я! А я как раз сейчас все и объясню.

Кроме указанного значения "Я тоже нет", у французского выражения "Moi non plus" есть еще и буквальный перевод, который очень уместен в этом случае - "Я больше нет". Взрослый Бегбедер как раз и говорит о том, что после периода принятия веры практически вслепую ребенком (в детстве писатель сам воспитывался в католической школе, и именно Ди Фалько был одним из его учителей там) наступает этап сомнений, а то и бунта в подростковом возрасте и во взрослой жизни. И вот вопрос - какое место занимает религия и церковь в жизни современного человека и как ужиться в этом мире человеку и Богу?

На самом деле, книга на удивление оказывается интересной. И не только за счет того, что продолжает извечный разговор человечества на тему "А есть ли Бог и если есть, то где именно?". В данном случае общаются люди достаточно известные на своем уровне - и читателей привлекают, и авторитетности репликам добавляют, и открываются перед нами в новом свете, в очередной раз доказывая, что знаменитости - тоже люди. Вот именно этой человечностью текст и цепляет: это не сухой разговор с кучей неясных и ненужных терминов и лозунгов, а вполне жизненные проблемы и ситуации, и ты прекрасно понимаешь, о чем идет речь, потому что сам уже не раз задавался этими вопросами и продолжаешь искать на них ответы. И даже несмотря на то, что форма подачи текста - диалог - лишена каких-либо действий по определению, все равно он настолько эмоционален, что не оставляет равнодушным.

Если говорить о впечатлении от персонажей, первоначально у меня возникла ассоциация с приемом "хороший полицейский - плохой полицейский" (я надеюсь, не нужно объяснять, кто есть кто?). И только к середине диалога я понял, что в действительности дело обстоит немного иначе - два полицейских оказались на деле одним. Два персонажа книги, в сущности, олицетворяют каждого из нас - со всеми нашими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, идеалами и скелетами в шкафу, мировоззрениями и сомнениями. И когда понимаешь это, начинаешь с еще большим наслаждением ловить отзвуки идей и вопросов текста где-то внутри себя.

В книге, которая наверняка стала откровением во французском обществе, затрагиваются не только вопросы веры, религии, их необходимости или бесполезности, но и множество других интересных деталей - закулисная, "земная" жизнь церкви и священнослужителей, финансовый, политический и юридический  аспекты современной церкви, вопрос исламского засилья в Европе и мире, проблемы школьного воспитания, семейной жизни, искусства и многого другого. Честно скажу, я не ожидал такого разнообразия в довольно узконаправленной по тематике (как это воспринимается изначально, с первых страниц) книге. Во второй раз (после прочитанного немногим ранее " Идеаля") я поразился эрудиции и познаниям Бегбедера и зауважал его еще больше. Правда, он все равно тот еще кадр.

Ну и, пожалуй, выскажу немного собственных мыслей по поводу прочитанного текста:

1. Бегбедер оказался в реальности именно таким, каким он и кажется, когда прячется за героями своих текстов (или не прячется?) - изворотливым, вечно скептичным по любому поводу, ироничным (но нужно отдать должное - ироничен он вплоть до самоиронии, без исключений) и колким, с полными карманами острот и скабрезных шуточек на все случаи жизни. Даже тема религии, церкви и Бога не останавливает его - он выпытывает у епископа подробности его личной жизни, шокирует его описаниями своих постельных подвигов, шутит о церкви и Боге на грани богохульства (мол, Иисус Христос мог бы гораздо лучше надиктовать Евангелие апостолам: например, начало могло быть и таким - "I'm Christ. Jesus Christ." (c). Но любой более-менее искушенный в людях читатель (и уж конечно - сам епископ) очень быстро раскалывает Фредерика - на самом деле, он пытается казаться более крутым, сильным и пофигистичным таким образом. Обычная маска, под которой скрывается ранимый, сомневающийся и неуверенный в себе человек. Просто таким дорогу не дадут. А хочется всем.

2. Впрочем, сомневаться - это не всегда недостаток. Очень часто - особенно в этой книге - сомнения Бегбедера выступают своеобразным скальпелем, которым он может препарировать действительность в том ключе, который выгоден. На веру не берется ничего, даже самые устойчивые из устоев, самые древние из аксиом - все поддается сомнению, перепроверке, оспариванию. И как раз у Бегбедера это очень хорошо получается. В целом это дает ему какой-то новый взгляд на жизнь, на события, на вещи - тот взгляд, который отличает человека действительно творческого и нестандартного.

3. При этом - вполне предсказуемо - Бегбедер отличается какой-то излишней горячностью и вместе с тем резкой переключаемостью с одной детали на другую. На протяжении всей книги меня не отпускало ощущение его чрезмерной инфантильности и стремлением сбежать от ответственности - он постоянно хватается за какие-то мелкие детали вопроса вместо того, чтобы оценить вопрос в целом (блин, да это ж элементарная способность синтезировать и осознавать вещи), уперто стоит на своем мнении, даже если ему терпиливо и аргументировано доказывают, что это практически невозможно, вечно прячется за утверждениями "большинство так считает...", пытаясь оправдать свои слабости, недостатки и сбросить с себя всякую ответственность за свои решения и поступки. В этом плане показателен один момент - см. п.4.

4. В одном из эпизодов книги Бегбедер открыто так заявляет, что "церковь должна то-то и то-то". Отличный прием, которым пользуется каждый из нас, когда хочет свалить ответственность на кого-то другого. Легко говорить о том, кто кому чего должен, не задумываясь при этом о том, что должен делать я в этом случае и вообще. Частенько я такое встречал, когда работал учителем в школе. "Школа должна" - вот лозунг всех родителей. Школа должна воспитывать, школа должна заниматься ребенком, школа должна следить за его поведением, школа должна учить доброму, вечному... А родители самоустраняются из процесса воспитания, так что ли?
Ну да ладно, отвлекся я. Позиция Бегбедера "церковь должна" еще раз доказывает то, что люди не готовы брать на себя ответственность за собственное моральное начало.

5. И на злобу дня. Еще одно высказывание Бегбедера ("экономика должна уважать человеческое измерение") напомнило недавнее высказывание специалиста по связям с общественностью РПЦ священника Всеволода Чаплина о том, что нужно учитывать духовные принципы православия при построении стратегий функционирования и развития российской экономики. Нужно ли напоминать, как достало и вместе с тем как смешно выглядит вот эта попытка церкви вмешиваться (и влиять!) в политику, экономику и прочие изначально мирские сферы. Вот и Бегбедер верит в сказки. Ну что ж - после его участия в разработке пи-ар кампании для Коммунистической партии Франции это не удивляет (кстати, об этом он тоже рассказывает в книге).

Книга объективно неоднозначная, но однозначно интересная. Тем более, если вы считаете себя думающим человеком - там есть, над чем задуматься.

Бегбедер, мысли, читалка, литература

Previous post Next post
Up