Итак, предположим, что Вы уже почти решились обратиться к психотерапевту. И недовольство есть чрезмерной силой и универсальностью автоматизированных эмоциональных реакций (АЭР), и желание добиться изменений проявляет настойчивость. См. об этом:
Когда и кому полезна психотерапия?Но тут появляется червь сомнения: неужели я обречен на психотерапию? Вообще-то подобных «червей» бывает много разных. Остановлюсь на одном из самых важных: пойти на психотерапию, воспользоваться чьей-то помощью - значит, признаться в собственной слабости, позволить проявиться чувству беспомощности. Здесь-то и может выйти на передний план «вторичный» аффект: стыд. О вторичных аффектах см.:
Человек разумный.
Чтобы разобраться в этих сомнениях, т.е. в данном случае в уместности эмоциональной реакции стыда, необходимо затронуть «сдвоенную» проблему: во-первых, почему для сужения избыточной универсальности АЭР не обойтись без анализа детских (часто болезненных) переживаний; во-вторых, почему самому, в одиночку трудно, а в большинстве случаев невозможно до этих детских переживаний добраться.
Вернемся к теме, намеченной в одной из статей (см.:
Человек разумный): едва ли не все автоматизированные эмоциональные реакции из тех, что демонстрируют избыточную универсальность, сформированы в детстве. Чаще всего - в раннем детстве.
Напротив, все АЭР, сформированные во взрослом возрасте, не угрожают Вам избыточной универсальностью. А если ситуация в Вашей жизни меняется, то без особых трудностей (и без психотерапии!) Вы сможете ее скорректировать. Напомню пример с ДТП (см.:
Человек разумный).
АЭР, предотвращающая ДТП, формируется во взрослом возрасте, совершенно сознательно, хотя и не вполне самостоятельно - с помощью инструктора по вождению. И если Вы, с уже сформированной АЭР оказались в городе с менее интенсивным или более интенсивным движением, то Вам вполне по силам будет уже освоенную АЭР скорректировать. Откуда же могла взяться описанная в упомянутой статье избыточная универсальность этой реакции, и при чем тут детство?
Тут может быть множество причин. В каждый момент времени на Вас действует великое множество стимулов, вызывающих самые разные эмоции, каждая из которых готова запустить свою автоматизированную реакцию.
Вспомним описание неуместной реакции на дороге: я предположил, что этой ситуации могли предшествовать две вещи: общая усталость или некая неприятная для Вас ситуация. Рассмотрим усталость как особенно наглядный пример.
Если это была случайность или осознанный риск в силу форс-мажорных обстоятельств, то проблемы нет вообще. Такой сбой не может стать систематическим. Но предположим другое. Вы привыкли игнорировать собственную усталость, а это ведь тоже автоматизированная реакция, не редко формируемая в детстве. В этом случае, именно такая детская АЭР сделала невозможным точное осуществление автоматизированной реакции, сформированной Вами уже в сознательном взрослом возрасте. Заложенный в детстве автоматизм оказался сильнее…
Вывод. Если речь идет о редком сбое в адекватном поведении на дороге, то это вряд ли может стать поводом задуматься о психотерапии. Однако, если Вам не удается освоить автоматизированные реакции, соответствующие правилам дорожного движения, или сбои происходят слишком часто, то весь мировой опыт психоанализа говорит о том, что причины надо искать в детстве.
Одна женщина, только что освоившая вождение, когда-то рассказывала мне, что она перестала бояться ездить и освоила все необходимые для этого автоматизированные реакции после того, как «вдруг» осознала, что не только она стремится избежать столкновения, но и остальные водители тоже. Исходное, но позже преодоленное, подозрение, что от окружающих не стоит ждать ничего хорошего, со всей очевидностью указывает на раннее детство.
Почти всегда ситуации, вызывающие у Вас чрезмерно универсальный отклик, имеют общую черту - ощущение, что некто осуществил свой злонамеренный план, направленный лично против Вас. Например, если у Вас украли кошелек, может возникнуть мысль: «ну почему именно у меня!?»; если ребенок получил двойку - «зачем он решил меня так огорчить!?». Такое ощущение всегда указывает на то, что данный универсальный отклик сформировался в раннем детстве: маленький ребенок всякое неприятное ощущение воспринимает как чей-то злой умысел. Для него такое восприятие - норма. Достаточно вспомнить способы, какими успокаивают ребенка, которого, скажем, поцарапала кошка: «сейчас мы прогоним эту злую кошку, не позволим ей обижать нашу деточку». О важности такого материнского успокоения, постепенного обретением ребенком способности к самоутешению, а также последствиям этих ранних процессов см. цикл статей
Как возникают неврозы:
Отношения с родителями у человека и животных,
Материнская функция утешения,
«Нет такой вещи как младенец»,
Мать и младенец: одна психика на двоих?.
Разумеется, бывают ситуации, когда некие слова или действия, действительно, направлены именно против Вас. И Ваша реакция в этом случае вполне уместна, адекватна. Главное препятствие свободе Вашего выбора состоит в том, что Вы далеко не всегда в силах отличить ситуацию, когда Ваша реакция уместна, от ситуации, когда предпочтительнее было бы реагировать по-другому. Привычная ответная реакции захватывает Вас полностью, Вы в ней «тонете».
Вас как будто охватывает «слепота», как будто сильный туман мешает Вам разглядеть важные детали общей картины сложившейся ситуации и выбрать адекватный ответ. Если профессиональный разведчик подозревает, что его преследуют, эти его подозрения вполне обоснованы: работа такая. Но такая реакция не может претендовать на универсальность для всех случаев жизни. В большинстве других профессий такие подозрения или ожидания крайне редко бывают уместными.
Выше я сказал, что могут случиться ситуации, при которых оправдана любая избыточно универсальная АЭР. Пожалуй, из этого правила есть важное исключение: Для всех АЭР, проявляющихся в психосоматических расстройствах, вряд ли можно подыскать ситуацию, когда такие универсальные реакции уместны. Даже использование химических веществ не является абсолютным исключением. Сказал же Пушкин: «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».
Какая же сила придает автоматизированному отклику его избыточную универсальность? Ведь в случае, если Вам удается вспомнить ситуацию, в которой Вы чувствовали себя отвергнутым (отвергнутой), и заново пережить те свои чувства, Вам будет уже легко понять неуместность такой реакции в текущей взрослой жизни. Одна пациентка, потерявшая отца, к которому была очень привязана, на втором году психотерапии рассказала о перемене, произошедшей с ней в ситуации привычной паники во время конфликта со своим мужем. Я вдруг поняла, - сказала она: чего я боюсь, ведь все уже случилось, папа давно уже умер.
Но пока Вы не вспомнили ситуацию, не пережили заново те болезненные чувства, их происхождение недоступно Вашему сознанию. Психоаналитики говорят: переживания вытеснены в бессознательное. Именно это и делает их избыточно универсальными и чрезмерными по силе. И наоборот: обнаружение происхождения такого способа реагирования лишает и его универсальности, и его силы. Быть может, образ Кощея бессмертного, хитроумно прячущего источник своей неодолимой силы, наиболее точно иллюстрирует сказанное.
...
Читать целиком