Похоже, мне нужно было набрать опыт работы по скайпу под 1000 часов, чтоб понять реальные отличия такой формы психоанализа...
В психоаналитической работе важное место занимает способность аналитика выдержать агрессию пациента, направленную на ранние родительские фигуры, но смещенную в рамках переноса на аналитика (см., например,
здесь и
здесь). Польза двоякая: во-1-х, пациент обнаруживает, что спрятанные агрессивные переживания, которые, как он (пациент) считал - когда в раннем возрасте их прятал - смертельны для любого нормального человека, а, следовательно, их и дальше нужно прятать, вовсе не такие смертельные а значит, их можно исследовать, не опасаясь конца света; во-2-х, как показал Винникотт ("Использование объекта"), неудача попыток пациента разрушить аналитика своей агрессией убеждает первого, что второй - не клубок проекций первого, но отдельная реальная личность.
Мой опыт работы по скайпу привел меня (буквально-таки на днях) к важному выводу: смещение на аналитика агрессии, связанной с родительскими фигурами эдипального периода (т.е. периода конкуренции за материнскую любовь), крайне затруднено. Для смещения в любом случае нужен повод. Работа в живую таких поводов предоставляет массу: пациент может видеть других пациентов до или после своего времени у аналитика. Этого почти всегда достаточно для возникновения ревности-агрессии и, соответственно, для ее исследования на сессиях.
При работе по скайпу такое невозможно.
По-видимому, остается только путь анализа ситуаций детской конкуренции в условиях смещения агрессии на друзей, близких родственников и т.п.
Буду рад знакомству с личным опытом моих коллег