«Проблемы детства и их влияние на взрослую психопатологию…»: дополнение 1

Feb 19, 2013 15:52

      Вспомнил про исследования Маргарет Малер и ее коллег, а именно, про ее наблюдение, прямо относящееся к тому, что я назвал « третьим фактором» - индивидуальным способом или даже индивидуальной стратегией активного конструирования и строительства ребенком системы «защитно-адаптационных сооружений».
      Малер указывает на особенность развития ребенка в период подфазы «воссоединение»: «Примерно к 21-му месяцу жизни детей мы сделали важное наблюдение в наших помесячных сравнениях, состоявшее в том, что тоддлеров уже нельзя было делить на группы в соответствии с общим критерием, которым мы пользовались ранее. Перемены, связанные с индивидуационным процессом, происходили так быстро, что уже больше не были фазоспецифичными, но индивидуально весьма различались и варьировали от одного ребенка к другому».
      Таким образом, в развитии «третьего фактора» можно выделить подготовительный этап, продолжающийся до середины второго полугодия второго года жизни. На этом этапе в отношениях ребенка с матерью формируются, согласно Малер, ряд последовательных «оптимальных дистанций»: расстояние, наиболее комфортное для младенца, когда он рассматривает лицо матери, находясь у нее на руках; расстояние, на которое ребенок на четвереньках удаляется от матери для самостоятельной исследовательской деятельности и т.п.
      Несомненно, что обретение ребенком ( в результате разрешения эдипова комплекса) способности занимать «третью позицию» наблюдателя за отношениями родителей, не участвуя в них, - также требует нахождения оптимальной дистанции.
      Процесс нахождения и уточнения «оптимальной дистанции», очевидно, продолжается всю жизнь, распространяясь на всех людей, близких и не очень, включая родственников, знакомых,     друзей, коллег по работе, наконец, на собственных детей...
      Однако «оптимальная дистанция», найденная или даже созданная ребенком на подфазе «воссоединения», знаменует собой фундаментальный сдвиг в его психическом (эмоциональном, душевном) развитии. Отныне фазово-специфические особенности развития уже не являются определяющими. На передний план выходят особенности индивидуальные, личностные.
      Следовательно, можно констатировать, что первым достижением «индивидуальной стратегии» ребенка является создание им оптимальной дистанции в отношениях с мамой - оптимальной для данного конкретного ребенка в отношениях с данной конкретной мамой. До этого момента собственную «стратегию развития» ребенка можно было обнаружить лишь в особенностях создаваемых им «оптимальных дистанций». Теперь - во всем поведении в целом.

Источник: Малер М., Пайн Ф., Бергман А. (1975) Психологическое рождение человеческого ребенка. Симбиоз и индивидуация. М., 2011, с. 79, 111, 155-156.

Продолжение темы см. здесь

психоанализ, психическое развитие, Маргарет Малер

Up