May 19, 2016 12:26

У моего покойного отца был жёлтый пояс по карате, не знаю, какого стиля. Он хотел меня приобщить к единоборствам, правда, считал, что мне лучше подойдёт самбо как более щадящий вид единоборств, но не успел. В этом он был, несомненно, прав, так как мой собственный боевой дух явно был на недопустимо низком для мальчика уровне. Одного случая, когда я зассал идти драться с одним мальчиком, до сих пор себе не могу простить. К сожалению, дальше разговоров "скоро я пойду на самбо" в школе дело не дошло, возить меня туда было толком некогда, а ездить сам я был слишком маленький (хотя некоторые мои ровесники на метро уже ездили сами). Ну, потом ещё я любил сериал "Жара в Акапулько", в котором один из главных положительных гроев был каратист Томми, меня восхищала утончённость его брутальности. Но я как-то не рвался сам изучать карате, хотя тема единоборств наполняла мою душу трепетом.

В 15 лет Бог жёстко поставил меня перед необходимостью изучать боевые искусства. Дело в том, что у нас в школе в 10 классе была физкультура по выбору. Выбор такой: аэробика, баскетбол, ушу. С баскетболом у меня было плохо и на обычных занятиях по физкультуре. Аэробика вроде бы была ближе к гимнастике, с которой у меня всё было нормально, но туда ходили одни девчонки. Хотя я сам был хилым и немужественным неженкой, идти на аэробику мне было западло. В общем, пошёл на ушу. Первые полгода, пока более опытные ребята спарринговались, отрабатывал уходы и удары по воздуху. Видимо, это было саньда, потому что с контактными спаррингами (правда, вопреки правилам ушу саньда, они проводились без всякой защиты, но это от бедности, там вообще всё было довольно кустарно). С традиционным ушу секцию роднил ритуальный поклон со сложенными руками в начале и конце тренировки, наличие кувырков через плечо и стоек гунбу и сюйбу (только назывались они просто "передняя" и "задняя", по-русски) и медитация в середине тренировки, явно по мотивам цигун. Правда, почему-то спарринги начинались японскими командами "рэй!" и "хаджиме!". Главным плюсом этой школьной секции по ушу я считаю наличие упражнения "медленный бой". Главным минусом - определённую кустарность, из-за которой техника безопасности не всегда была на уровне.



Поначалу тренер радовался моей практически 100% посещаемости и ставил мне пятёрки. Но через год он заметил, что я практически не прогрессирую. Как-то была тренировка, на которую кроме меня никто не пришёл, и там он сказал, что я слишком занят своей химией и не отвлекаюсь от неё даже на тренировках. Хотя в реальности, скорее, дело было в том, что я достиг потолка, доступного хилому неженке, и на большее был не способен. В принципе, мне действительно не хватало на тренировках каких-то связок, позволяющих наработать защитные рефлексы. Кроме того, часто на тренировки заходил какой-то знакомый тренера, который дрался очень хорошо и в спаррингах меня безнадёжно заваливал, хотя был аккуратен и никогда не травмировал. Но я всё равно очень не любил с ним спарринговать. Даже просто парные упражнения с ним было делать тяжело. Закончилось это тем, что в спарринге с парнем слабее меня я как-то расслабился, допустил грубую ошибку в защите и порвал себесвязки на пальце. Полтора месяца гипса, больше я на ушу не появлялся. Тогда нашу школу тестировали, и я был отобран для того, чтобы представлять школу на тестах, такое ощущение, что Бог хотел этой травмой не дать мне принять в них участие: она случилась как раз накануне тестов, и вместо меня тестировали моего дублёра.

От этого опыта у меня осталось ощущение, что никакие единоборства мне не по зубам, и я плюнул на это дело. Прошло больше 10 лет. За это время состоялась служба в армии, во время которой я много выступал на концертах самодеятельности. И на этих же концертах была группа курсантов с показательным номером рукопашного боя. Это зрелище всё так же наполняло мою душу трепетом, но я уже знал, что это не моё, кроме того, меня и так уважали за другие достижения. И вот, вскоре после моей службы в армии, случилась удивительная история.



Я был одним из активных участников одного интернет-форума. Один из новосибирских участников приезжал по делам в Питер и предлагал организовать по этому случаю сходку. Обычно на питерские сходки ходил очень душевный парень с саксофоном, но в тот день, когда приезжал сибиряк, он не мог прийти на сходку, т.к. у него был экзамен по айкидо. На это сибиряк сказал, что у него самого 2 кю по айкидо, и ему было бы интересно принять участие в тренировке. В результате родилась идея провести сходку прямо на тренировке. Я, будучи наслышан о смертоносности айкидо, побаивался, что меня там опять покалечат, но восторг от выступлений курсантов-рукопашников оказался сильнее страха, и я решился. Я пришёл и потренировался. Меня приятно удивило отсутствие спаррингов, самурайский дух меня вдохновил, и я начал ходить на айкидо. На первых порах меня радовало ощущение, что в моих силах научиться делать это хорошо. Правда, ничего обещано-смертоносного я на тренировке не увидел.

Параллельно я решил возобновить занятия ушу, но не очень срослось. Во-первых, была весна, и как раз начинались тренировки на свежем воздухе, и меня напрягала необходимость иметь дело с досаждающими насекомыми. Во-вторых, в секции почти совсем не было парной работы, базовые формы айкидо для меня были оптимальным уровнем контакта. Ещё сильнее меня напрягал цигун, дополненный разговорами очень жизнерадостного тренера об энергии Солцна (для знакомых с соционикой, тип тренера - Гексли, и этим всё сказано). В общем, в итоге я остановился на айкидо. Правда, через несколько месяцев после этого я решил сходить на семинар шаолиньского монаха по ушу. На семинаре, делая, казалось бы, пустяковое парное упражнение, я довольно неприятно травмировал плечо. После этого я решил, что с ушу мне явно не по пути, хотя чисто внешне мне оно нравилось гораздо больше айкидо, особенно стиль журавля (правда, тренер специализировался на стиле богомола).

Айкидо, на которое я попал, было стиля Ёсинкан. Довольно быстро выяснилось, что базовые движения там не такие простые, и мои первые впечатления, что я могу научиться делать это хорошо, были несколько преждевременными. Кроме того, я хотел свой отпуск провести в глубоком погружении в тренировки, но айкидошный лагерь, который я нашёл, был айкикаевский. Тренер по Ёсинкану довольно нелестно отзывался об Айкикае. В лагере мне действительно было очень сложно, у меня почти ничего не получалось. Но при этом для меня стало неожиданностью, что тренер, показывая технику, объясняет не только форму, но и смысл с прикладной точки зрения. Примерно так: если я потяну его на себя, он меня достанет, поэтому я веду его мимо себя. До этого я думал, что в айкидо такие вопросы вообще не ставятся. Кроме того, когда на мне хрупкая айкикаевская девушка впервые сделала санкё, мне захотелось лезть на стенку. Оказалось, что айкидо это не формальные движения, это может быть очень жёстко и больно. В общем, стандартная ёсинкановская телега, что это "жёсткий прикладной стиль айкидо" не выдержала встречи с реальностью. Несмотря на сложности, Айкикай оказался гораздо более наполненным прикладным смыслом, чем Ёсинкан.

Мало того. Когда я вернулся на тренировки по Ёсинкан, я стал больше внимания обращать на то, что происходит вокруг. Перед нами тренировалась группа ММА, которая выглядела гротескно-брутально. Тренер - качок с татуировкой на предплечье, иногда после них оставалась кровь, которую потом стирала уборщица. Если в начале занятий айкидо я гордился тем, что снова занимаюсь единоборствами, то теперь стал думать, что вот настоящие единоборства, а мы тут страдаем хернёй. Правда, наши тренера в момент, когда заканчивалась их тренировка и начиналась наша, здоровались за руку. Кроме того, один мой друг как-то рассказал мне о своём намерении создать свой бойцовский клуб. Это промотивировало меня пойти на ММА. Сначала я взял у тренера несколько индивидуальных тренировок, потом стал ходить в ту самую мегабрутальную секцию.



Одним из неожиданных впечатлений было то, что там было проще, чем на айкидо. Движения, которые использовались в ММА, были намного естественнее и удобнее, чем в айкидо Ёсинкан. Да и какой-нибудь джеб - куда более простая технически вещь, чем какой-нибудь кайтен наге. Фронтальная стойка с растопыренными носками из Ёсинкан тоже привела тренера по ММА в недоумение. Особо суровой брутальности там тоже не было, по крайней мере, у новичков, хотя более опытные ребята спарринговались довольно жёстко. Отдельной песней была бешеная харизма тренера, правда, я тоже не прочь побыть в центре внимания, и некоторые наши диалоги напоминали соревнование, кто кого перестебёт. Мне кажется, многие ходили к нему на тренировки только ради этого. Ещё я думал о том, что ещё пару лет назад, проезжая мимо этого спорткомплекса, я думал, где я, а где спорткомплекс, а теперь я не просто тренируюсь там, но ещё и в самой крутой и брутальной секции.

Правда, не всё было так здорово. Как-то я пришёл на тренировку со ссадиной на ноге и подцепил кожную инфекцию, пару недель ходил весь в язвах. В этот период я умудрился успеть сдать экзамен на очередной, 8 кю по айкидо, правда, поскольку последнее время я в основном занимался ММА, а не айкидо, экзамен я сдал довольно плохо, самому было стыдно, что мне дали этот кю с таким количеством замечаний. Я некоторое время параллельно ходил в обе секции, но в последнее занятие абонемента по ММА травмировал локоть в партере и перестал ходить на общие тренировки. Потом я вообще поссорился с тренером по ММА и на индивидуальные тренировки тоже перестал ходить. Экзамен на 7 кю я уже сдал нормально, но тут произошёл инцидент, из-за которого у меня отпало желание заниматься айкидо там, где я занимался.

Отрабатываем мы с товарищем шихонаге. После броска там предполагается контроль. На тренировках по Айкикаю нам показывали, как можно уходить от неправильно сделанного контроля, и я попробовал вывернуться, чтобы проверить, правильно ли мой товарищ сделал контроль. Вывернулся. Мой товарищ у меня тоже. Позвали парня, который хорошо знает айкидо и неоднократно применял его на улице. Он меня бросает. Я выворачиваюсь. Зовём тренера, тренер меня бросает. Я опять выворачиваюсь из контроля, на что тренер говорит: ну, у вас просто уже суставы разработаны.

Это было последней каплей. Я спросил у тренера по Айкикай насчёт того, как они делают контроль в шихонаге, и он подтвердил, что ёсинкановский способ контроля его всегда удивлял из-за очевидной дырки. Я некоторое время ходил к другому тренеру по Ёсинкан, потом ушёл в Айкикай. Но поскольку у того тренера по Айкикай, чьё айкидо было явно боевее, чем Ёсинкан, зал находился слишком неудобно, я стал ходить к другому тренеру его же клуба, у которого зал был рядом. Но хотя это была лучшая школа айкидо, конкретно к тренеру у меня стали накапливаться претензии. После разминки все тренировки у него сводились к отработке техник на ближайший экзамен, и если первые два экзамена это было в тему, я за полгода сдал сначала на 6-й, потом на 5-й кю, то после 5 кю это уже стало попахивать профанацией и поднадоело. Я нашёл другого тренера по ММА и периодически сбегал с айкидо туда. Правда, когда тренер по ММА купил шлемы, чтобы можно было спарринговаться более жёстко, многим это не понравилось, на тренировке произошёл скандал, и я перестал туда ходить. Я быстренько подготовился к экзамену на 4 кю и пришёл его сдавать.

В принципе, к экзамену я был готов нормально и сдал его без особых нареканий. Более того, так получилось, что в целом лучше всего были готовы те, кто сдавал на 4 кю. Два мальчика сдавали на 5 кю и представляли собой печальное зрелище: они со скрипом вспоминали техники, которые надо было сдавать. Ещё больше расстроил экзаменаторов парень, сдававший на 1 кю. Он был без своего уке и показывал технику на мне. При этом я регулярно просил его работать поаккуратнее, потому что я боялся, что он меня покалечит (то же самое говорили экзаменаторы, что из-за его слишком жёсткой работы я начинаю бояться и поддаватся). Кроме того, он не смотрел, куда меня бросает, и я регулярно улетал то в стенку, то на тех, кто сдавал в этот день на другие кю и сидел на краю татами. Мало того, многие техники он не знал, и в конце экзамена руководитель клуба показывал ему, как надо было их делать. Так вот он тренировался у того же тренера, что и я. Сам он не считал, что готов к экзамену, но тренер его выпустил со словами: да попробуй, авось получится. ИЧСХ, получилось, все сдали.

От всего этого у меня осталось впечатление, что хотя сам по себе Айкикай выглядит нормальной боевой системой, от того же ММА отличающейся технически, но не принципиально, он является таковой, если им заниматься нормально. Я ещё немного походил на тренировки, но изучать программу на 3 кю отказался, мы стали повторять с самого начала, чтобы освежить в памяти и прервать эту профанацию. Это привело к тому, что у тренера возникла идея сделать учебный фильм с программами на все кю. Съёмки происходили прямо на тренировках, в спорткомплексе, где музыка и звуки штанг, роняемых занимающимися рядом атлетами, заглушали объяснения тренера. В общем, фильм был точно такой же халтурой, как и тренировки, направленные сугубо на получение поясов. Поассистировав тренеру в программе с 6 до 4 кю, я бросил все свои занятия.

Через семь месяцев я захотел вернуться к занятиям единоборствами. Я решил идти учиться непосредственно к руководителю клуба, т.к. к тому тренеру возвращаться я не хотел. Новый зал оказался ещё в более труднодоступном месте, я сделал две попытки туда доехать, и у меня ничего не получилось. В третий раз я смог добраться до другого зала, но дело было 9 мая, и кроме меня на тренировку никто не пришёл, и мы просто пообщались с руководителем клуба в спортзале. Пока вернулся на ММА, посмотрим, что будет дальше... Айкидо мне явно нравится больше, но почему-то Бог меня туда не пускает.

Айкикай, мма, Танланцюань, ушу, саньда, Ёсинкан, айкидо

Previous post Next post
Up