Другая "Хованщина"

Apr 23, 2017 01:31

Как известно, Мусоргский не успел дописать свою "Хованщину", он оставил после себя почти законченный клавир и оркестровку двух номеров. После смерти композитора сначала Римский-Корсаков, затем Стравинский с Равелем, а потом Шостакович собирали из оставшихся после него материалов оперу. В принципе, несмотря на несомненные достоинства этой музыки, результат получился несколько сумбурным, многие ругают "Хованщину" за невнятность сюжета. Вот и решил я подумать, а как ещё можно было бы собрать эту оперу, чтобы  "швы" так не бросались в глаза, в чём-то приблизив её драматургию к вагнеровской. Тут, конечно, вопрос чисто творческий, поэтому я буду отталкиваться от того, что нравится или не нравится лично мне, объективно правильного решения быть не может. Вообще, это очень характерная черта творчества Мусоргского - он более популярен не в авторской редакции, а в разнообразных переработках. Полагаю, это связано с тем, что он, обладая феноменальным талантом, в силу определённых личных качеств, тем не менее, не дорабатывал свои произведения, и другим авторам хотелось раскрыть тот потенциал его материала, который сам Мусоргский не раскрыл. Особенно любопытны в этом отношении "Картинки с выставки": есть авторский, фортепианный вариант, есть его обработка Римского-Корсакова, есть оркестровка Равеля (самая популярная редакция), есть другие оркестровки, есть переложение для хора, а также множество вариантов эстрадного исполнения (самый известный - группы ELP). "Хованщина" в этом отношении скромнее - всего две полные редакции (Римского-Корсакова и Шостаковича), плюс сохранившийся финал от редакции Стравинского-Равеля.



О чём опера "Хованщина" в целом? В центре действия - лидеры оппозиции, противостоящие Петру I с его реформами: начальник стрельцов Иван Хованский, раскольник Досифей и фаворит царевны Софьи князь Голицин. Все они связаны с гадалкой-раскольницей Марфой: она является бывшей любовницей сына Ивана Хованского Андрея, правой рукой и подопечной Досифея, кроме того, она периодически гадает князю Голицину. Им противостоит боярин Шакловитый - вроде бы и патриот, но крайне неразборчивый в средствах: его деятельнось начинается с доноса на Хованских, которые попытались свергнуть царя и захватить власть в России, а заканчивается убийством Ивана Хованского. В результате вся оппозиция плохо кончает: Иван Хованский убит Шакловитым, князь Голицин в ссылке, а раскольники сжигают себя заживо, заодно прихватив с собой Андрея Хованского. Впоследствии реальный, исторический Шакловитый стал начальником стрельцов вместо Хованского, но в опере об этом ничего не говорится.

В "Хованщине" эта сюжетная схема изложена несколько невнятно. Точнее, первый акт вообще непонятен при первом знакомстве с оперой, он представляет собой как бы несколько разрозненных экспозиций. В третьем акте тоже присутствует три разнохарактерных эпизода, а с основной сюжетной линией связан только последний из них. Кроме того, две масштабные хоровые сцены подряд создают некоторую путаницу, а когда первую из них для исправления этого чудовищно сокращают, это тоже неважное решение, ибо они уж очень хороши. Второй акт посвящён оппозиционному заговору, в нём Хованский и Досифей совещаются с Голициным, и он отличается замечательной цельностью. Четвёртый и пятый акты представляют собой три сцены, в которых показано, чем кончил сначала Иван Хованский, потом князь Голицин, потом Досифей с раскольниками, там со сценической логикой всё безупречно.

В целом, это позволяет выстроить оперу так, чтобы её можно было разбить на три акта (что вполне согласуется с тем, что там примерно 3 часа музыки). Первый акт следует посвятить сговору разнородных оппозиционных сил для борьбы с Петром I, второй акт - борьбе Шакловитого с ними, а третий акт - итогу этой борьбы для оппозиции. Таким образом, четвёртый и пятый акт изначальной "Хованщины" становятся основой для третьего акта, а вот первый и второй следует пересобрать из первых двух. Очевидно, что второй акт изначальной "Хованщины" должен войти в первый (даром что он короткий), а вот остальное требует более внимательной раскладки.

В первом акте нужно показать триумф оппозиции. Учитывая, что опера начинается со вступления "Рассвет на Москве-реке", необходимо сохранить то, что действие начинается в Москве на улице. Поэтому самое начало лучше оставить как есть - спящий Кузька, другие стрельцы, вспоминающие вчерашнюю резню. А вот сцену с Шакловитым лучше оставить для второго акта. После выхода подъячего сразу должны подойти пришлые люди и начать расспрашивать у него, что это такое написано на столбике, который установили на площади, потом, как и в оригинале - выход Ивана Хованского. На хоре "Слава лебедю" эта сцена должна закончиться. Преследовать Эмму Андрею ещё рано - в первом акте у оппозиции должно быть ещё всё хорошо. Хорошо бы туда даже добавить было бы любовный дуэт Марфы и Андрея. Тут важно только, чтобы было указание на то, что Андрея отец хочет посадить на царский престол, чтобы у Марфы было основание предсказать Голицину опалу. Поскольку у самого Мусоргского такого дуэта не предполагалось, его можно было бы сделать на основе какого-нибудь из его романсов, с использованием лейтмотивов оперы.

Продолжить первый акт следует в гостинной князя Голицина. В целом, в авторской редакции этой картины есть только два момента, не укладывающихся в мою концепцию: это то, что пастор упоминает Эмму, которую обидел Андрей Хованский, и то, что в конце появляется Шакловитый и сообщает о доносе. В принципе, сцену с пастором часто просто пропускают, но мне кажется, что она достаточно хороша, чтобы её оставить как есть. В принципе, там в тексте у Мусоргского и так есть определённая несуразность: пастор говорит, что Андрей обидел девушку, несчастную сиротку, но как-то не упоминает о том, что именно он её и сделал несчастной сироткой. Тут, скорее, уместнее было бы сказать именно об этом. Гораздо логичнее было бы пастору в этот момент пожаловаться именно на то, что Андрей убил родителей Эммы (а впоследствии она ему это припомнит). В общем, это говорит о том, что саму сцену лучше оставить, но при этом первую просьбу пастора изменить, чисто по тексту. Что касается финала первого акта, то вместо появления Шакловитого можно было бы закончить совещание и первый акт молитвой Досифея (которой заканчивается первый акт в авторской версии - на Красной площади). Обращение к Богу за помощью как раз было бы уместно после упоминания Марфы о петровцах.

Итак, что получается: в первом акте показываются зверства стрельцов, триумфальный выход их лидера и его сына, который встречается с раскольницей. Затем показан сговор Ивана Хованского с князем Голициным и лидером раскольников. Под конец этого действа Хованскому и Досифею открывается, что в рядах оппозиции разброд и шатание (Голицин приказал утопить Марфу), и при этом вмешиваются петровцы, которые вызывают у всех панику. Досифею остаётся только молиться.



Оппозиционная структура, кое-как сформировавшаяся в первом акте, начинает рушиться во втором. Сцену с Эммой можно, в принципе, безболезненно переместить к дому Хованских, где происходит третье действие авторской редакции. Логично предположить, что Адрей тащит Эмму к себе домой, где за неё некому заступиться, но именно здесь своего любимого может ожидать Марфа. Поэтому структура второго акта в моей концепции может быть такой: начинается всё с хора раскольников, как в авторской редакции, но после этого звучит ария Шакловитого. В данной ситуации она является именно выходной арией: я же предлагаю убрать его появление из самой первой сцены оперы. Таким образом, Шакловитый, спев свою арию, сразу показывает себя как патриот, а действовать грязными методами он начинает после этого. Спев свою арию, он зовёт подьячего, чтобы положить конец стрелецким бесчинствам. Дальше следует сцена доноса. Появление стрельцов в этой сцене может быть возвращением какого-то отряда со смены домой во время ночного дежурства. Эта сцена заканчивается словами подьячего "мёртвые посраму не имут", после чего вместо вступления пришлых людей необходимо как-то закруглить эту сцену. Хорошо бы даже ещё раз повторить тему хора раскольников, чтобы вернуться в благостно-религиозное настроение. После него резким контрастом врывается Андрей Хованский, который тащит к себе домой Эмму. Тем логичнее будет повяление Досифея: где раскольники, там и он. Когда Иван Хованский отправляет Андрея в Кремль во главе стрелецкого полка, снова появляется Шакловитый и докладывает о том, что пробит донос (естественно, умалчивая о том, что это его донос): громче всех "держи вора" кричит сам вор, чтобы укрепить доверие Хованского к нему. Дальше звучит "Исходила младёшенька": Марфа, узнав об измене Андрея, оплакивает свою несчастную любовь. Дальше всё идёт как в авторском варианте до конца третьего акта, только арию Шакловитого, которая уже звучала, нужно пропустить.

Таким образом получается, что во втором акте центральной фигурой становится Шакловитый: из патриотических побуждений о составляет анонимный донос на Хованских, у которых, тем временем, и так начинают портиться дела: Андрей бросил Марфу, которая нужна его отцу для лучшей связи с раскольниками, покинутая Марфа не может совладать со своими чувствами и ждёт смерти на костре, стрельцы спиваются. В довершение всего, царь Пётр, который "велел сыскать", приступает к активным действиям, но Иван Хованский малодушно отказывается от активного противостояния.



Оставшиеся три сцены - убийство Ивана Хованского, изгнание князя Голицина с казнью и помилованием стрельцов, и самосожжение раскольников - следует оставить как есть. Единственное, что финал наиболее уместный будет именно тот, который предложил Шостакович: сначала песня пришлых людей "ой ты, родная Русь", а потом тема рассвета на Москве-реке. Дело в том, что в моей концепции получается, что первый проход этой песни звучит гораздо раньше, чем в авторском варианте, и эти две темы будут как бы обрамлять оперу. Таким образом, я предложил решение, как сделать драматургическое построение оперы "Хованщина" более стройным и логичным, только переставив эпизоды и чуть подкорректировав слова пастора, ничего оттуда не выкидывая и ничего не добавляя, кроме дуэта Марфы и Андрея. Вопрос с этим дуэтом требует отдельного решения. Впрочем, совсем уж необходимым по сюжету он не является, поэтому можно даже и не решать.

Таким образом, структура оперы получается такой:

Акт 1.

1. Рассвет на Москве-реке
2. Вчерашняя резня
3. Надпись на столбике
4. Иван Хованский перед народом
5. Андрей и Марфа
6. Ария князя Голицина
7. Приём пастора
8. Гадание
9. Боярские места
10. Досифей
11. Петровцы подоспели
12. Господи!

Акт 2.

1. Победихом, посрамихом
2. Спит стрелецкое гнездо
3. Донос
4. Пустите, пустите!
5. Велел сыскать
6. Исходила младёшенька
7. Грех
8. Почто мятешишься?
9. Ссора стрельцов с жёнами
10. Рейтары да петровцы
11. Батя, выйди к нам!
12. Бегство Хованского

Акт 3.

1. Сенные девушки
2. Предупреждение
3. Пляска персидок
4. Убийство Ивана Хованского
5. Изгнание князя Голицина
6. Свершилось решение судьбы
7. Ах, ты здесь, злодейка!
8. Казнь стрельцов
9. Здесь, на этом месте святе...
10. Братия! Погибло дело наше
11. Подвиглись...
12. Труба предвечного

опера, классика

Previous post Next post
Up