Как мы уже видели, заряд - это то умственное напряжение, которое человек чувствует тогда, когда его дела идут не так, как ожидалось. Пока человек уверен в имеющихся у него данных, в своей цели и намерениях - он чувствует себя превосходно. Но в ту секунду, когда он теряет эту уверенность, когда он начинает сомневаться - он начинает нервничать. Он внезапно оказывается в состоянии "не-знания". До этого он "знал". ("Я точно знаю, что все птицы летают". "... Ну, на самом-то деле, может быть, и нет.... Большинство из них летают, это точно. Но нет ли таких, которые не летают...? Надо посмотреть об этом в какой-нибудь книжке"). Такая появившаяся неуверенность ощущается как умственное напряжение (заряд). В результате у человека возникает любопытство, желание выяснять что-либо. И если это любопытство не будет удовлетворено - то у человека начнется накопление разочарований, которое будет вызывать соответствующее ухудшение его эмоционального состояния.
В самом любопытстве нет ничего плохого. Но все-таки оно - это заряд, хотя и наилегчайший. Удовлетворение любопытства может доставить удовольствие. Человек чувствует это, если, например, читает детективный рассказ. В это время он захвачен загадкой. Он желает выяснить, "кто это сделал". То есть здесь мы видим сознательно созданную пару "не знаю/желаю выяснить". Можно назвать это и "благотворным зарядом" - так как это тот вид напряжения, без которого деятельность не доставляла бы удовольствия. В таком заряде хватает загадочности для того, чтобы удерживать человека в напряжении - но ее мало для того, чтобы вызвать у того ощущение собственной беспомощности.
Теперь посмотрим на некого мистера Робертса, который пресытился детективными рассказами, и теперь думает о них так: "Знаю я их все. Прочитаешь с десяток, и в остальных уже все ясно". Несмотря на подобное отношение мистера Робертса к детективным рассказам, хороший продавец все же мог бы уговорить его на такую покупку, возбудив в нем любопытство: "Так-то оно так, сэр, но вы не знаете, что это за рассказ. Это нечто особенное. Нечто бесподобное. Прочитаете - не пожалеете". И тогда мистер Робертс, возможно, задумался бы: "Хм, может, и правда. Может, и в самом деле на рынке объявилась свежая идея. Надо выяснить". И он покупает книгу.
Смысл здесь в том, что мистер Робертс сам создал свое новое отношение к детективным рассказам, выразившееся в их не-знании. Безусловно, что и продавец внес сюда свою лепту - но в конечном итоге именно мистер Робертс сознательно "занезнал" (начал не-знать) то, что он знал раньше наверняка (то есть то, что он покончил с чтением детективных рассказов). Он позволил себе оказаться втянутым в игру продавца. И вся ответственность за покупку книги мистером Робертсом лежит исключительно на нем самом, и ни на ком другом. Когда же эта книга оказывается скучной, мистер Робертс проклинает продавца. Однако он не может отрицать своего решения о том, что он, возможно, не знает всего о детективных рассказах. Так что всю ответственность ему следует возлагать на самого себя.
А теперь мы увидим, как от любопытства можно перейти к агрессивности - то есть то, каким образом "благотворный" заряд превращается во "вредоносный". Мистер Робертс не нашел никакого удовольствия в чтении купленной книги. Он почувствовал себя обманутым и крепко рассердился. Пронаблюдаем в деталях, как совершается такой нисходящий виток эмоций:
Придя домой, мистер Робертс открывает новоприобретенную книгу - он сгорает от любопытства. Он пробегает первые несколько страниц - но их текст оказывается не тем, на что он рассчитывал. Но он желает что-нибудь получить от этой книги - а поэтому продолжает ее чтение. Но и дальше текст не становится лучше. Теперь мистер Робертс силой навязывает себе дальнейшее чтение книги. Он не может поверить в то, что продавец сбыл ему ничего не стоящую чепуху. Там, дальше, в этом треклятом рассказе просто должно быть нечто такое...! Но и дальше - ничего такого. Мистер Робертс чувствует, как что-то внутри него препятствует дальнейшему чтению. И в самом деле, оно похоже на напрасную трату времени. Настроение мистера Робертса от всего этого далеко не улучшается. Еще несколько абзацев - и он откладывает книгу. Он ни за что не будет читать ее дальше. Эта книга ничего из себя не представляет. Разве он не знал этого с самого начала? Все детективные рассказы одинаковы. Он больше никогда не притронется ни к одному из них. То есть мистер Робертс теперь отказывается когда-либо снова связываться с детективными рассказами.
Разница между его первоначальным и теперешним отношением к детективным рассказам - в эмоциональной окраске. Вначале мистер Робертс был совершенно спокоен по поводу того, что больше не будет их читать. Теперь же он ощущает агрессивную решимость больше не притрагиваться к ним - никогда!
Все эти события развивались согласно определенной шкале. Вот ее уровни: "Знаю - Не-знаю - Любопытство - Желание - Навязывание - Воспрепятствование - Отсутствие - Отказ". Если вам захочется проверить эту шкалу - вы убедитесь, что она работает во всех подобных случаях. (Ее называют Шкалой ЗНЛЖНВОО [1]).
Источник: Л.Кин, Том 1.