Все течет, все меняется. Надзирающие за нами и карающие нас органы тоже не отстают от прогресса. Еще десять лет назад неугодным с завидной регулярностью подбрасывали патроны (статья «три гуся» 222-я УК - до четырех лет). Потом наступил еще более жесткий период подбрасывания наркотиков в особо крупном размере, то есть по несколько грамм (статья «народная» 228 УК - до десяти лет ). Но сейчас даже наркотики уже ни в тренде. Слишком много топорной работы - засовывать «отраву» в карман, доказывать в открытом судебном процессе, что, мол, наркоман или барыга, а человек-то ни сном ни духом, да и свидетели из тех же правоохранительных органов выглядят смешно и неправдоподобно. Кого-то даже и оправдывать начали.
Но ведь необходимость изолировать в камере какого-нибудь неугодного или просто заработать денег осталась. Нужна была Идея. И вот она, красавица, пришла в светлые головы над погонами. И Идея эта зовется «Государственной Тайной Для Всех».
Очень независимая, особенно от силовых ведомств и высших чиновников, Государственная Дума приняла ЕДИНОГЛАСНО (449 голосов «за») в первом чтении представленный заместителем директора ФСБ Ю.Горбуновым законопроект о внесении в УК поправок об усилении защиты государственной тайны от преступных посягательств.
В этом единогласном законопроекте в Уголовный Кодекс вносится статья 283.1, согласно которой уголовная ответственность устанавливается за «незаконное получение сведений, составляющих гостайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия». Срок лишения свободы - до четырех лет, а если в составе группы, то до восьми.
В чем же тайна новой статьи о государственной тайне? А в том, что раньше (по статье 283-й) могли отправить на нары ТОЛЬКО тех, кто отвечал за сохранность секретов и по долгу службы имел к ним отношение. По новой же статье наступает полная вольница для судебно-правоохранительной машины. И эта вольница будет похлеще наркотиков, так как закрыть смогут любого человека. Даже не напрягаясь. И теперь уже не важно, откуда у него гостайна и имел ли он когда-либо отношения к каким-либо секретам.
Приведу лишь некоторые варианты развития событий после окончательного принятия нового законопроекта о гостайне (а это ожидается в самое ближайшее время).
Вариант первый, самый простой и который будет применяться также часто и легко, как и подбрасывания наркотиков. Итак, у человека, которого нужно посадить (на выбор: заткнуть, испугать, наказать, обобрать), во время обыска вдруг совершенно неожиданно «находят», скажем, ксерокопию (или файл в компьютере) какого-либо незначительного документа с давним грифом «секретно» или просто «для служебного пользования». Кстати, засекретить задним числом можно любой документ, даже сведения об имуществе депутатов Госдумы и чиновников. Все. Клиент приплыл. До четырех лет. И доказывать тут даже ничего не надо. А если этот якобы секретный документик обнаружат и у кого-либо из «друзей» по соцсетям, то тут уже получается «в составе группы» и в результате - до восьми лет.
Вариант второй, более сложный и, соответственно, применяемый, в основном, к публичным персонажам. Представьте себе, что неугодный «кому-то» журналист (блогер, писатель, оппозиционер и т.д.) пишет материал или снимает видеопрограмму, в которых читатель или зритель узнает о роскошном особняке, скажем, губернатора или депутата. А потом оказывается, что домик-то засекречен от страшных террористов, мечтающих уничтожить российского чиновника. Или где-то рядышком располагается суперсекретный полигон для испытаний военных дельтапланов, который попал в кадр или на фото, или даже был просто упомянут в тексте. И все, простите, расследование происходит без подробностей и деталей - все же о-о-очень секретно. А те, кто помогал снимать видеосюжет или просто даже перепостил текст в сети, тут же попадают в состав группы. Преступной, разумеется. Распространили же! И опять - до восьми лет.
И еще. Любое расследование и дальнейший суд по статье о гостайне будут однозначно проходить в закрытом режиме. Тут же речь сразу пойдет о безопасности государства. Так, что варианты «Пусси» с участием оппозиционной и мировой общественности, обеспокоенной правами человека в России, в этом случае не пройдут. Обвинят по 283.1, закрытый процесс проведут без свидетелей, где никто даже не узнает о наличии или отсутствии каких-либо доказательств. Дадут три-пять лет, и отправят в какой-нибудь закрытый лагерь для «носителей государственной тайны». Скажем, в Нижний Тагил. И все. Пишите письма.
Конечно, до восьми лет за гостайну, это поменьше будет, чем десятка за наркотики. А может быть, именно в этом и заложена та самая гуманность правосудия, которую нам так давно обещают? Если это так, то тогда я, конечно, понимаю оппозиционных депутатов Дмитрия Гудкова и Илью Пономарева, которые, рассказывая на каждом углу о своей непримиримой борьбе с тоталитарным режимом, бегом проголосовали в первом чтении за законопроект о Гостайне Для Всех. Гуманисты, однако.
PS: Довожу до сведения правоохранительных органов и депутатов Госдумы, что данным материалом не собирался открывать какие-либо их самые сокровенные государственные тайны. А все совпадения являются моими личными умозаключениями. Также напоминаю им о том, что Закон о гостайне еще не вступил в силу.