Майя. Портрет Плисецкой

May 03, 2015 01:12

Вчера ушла из жизни Майя Плисецкая.

Андрей Вознесенский «Портрет Плисецкой». Добавить нечего.



"В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая- полюс магии.



Она ввинчивает зал в неистовую воронку своих тридцати двух фуэте, своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.





Есть балерины тишины, балерины-снежины- они тают. Эта же какая-то адская искра. Она гибнет- полпланеты спалит! Даже тишина ее- бешеная, орущая тишина ожидания, активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом.



Плисецкая- Цветаева балета.



Ее ритм крут, взрывен.

Жила-была девочка- Майя ли, Марина ли- не в этом суть. Диковатость ее с детства была пуглива и уже пугала. Проглядывалась сила предопределенности ее. Ее кормят манной кашей, молочной лапшой, до боли затягивают в косички, втискивают первые буквы в косые клетки; серебряная монетка, которой она играет, блеснув ребрышком, закатывается под пыльное брюхо буфета.

А ее уже мучит дар ее- неясный самой себе, но нешуточный.



Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший- сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?!

Каждый жест Плисецкой- это исступленный вопль, это танец-вопрос, гневный крик:«Как же?!» Что делать с этой«невесомостью в мире гирь»?

Самой невесомой она родилась. В мире тяжелых, тупых предметов. Самая летящая- в мире неповоротливости.

Мне кажется, декорация«Раймонды», этот душный, паточный реквизит, тяжеловесность постановки кого хочешь разъярит.

Так одиноко отчаян ее танец.



Изумление гения среди ординарности- это ключ к каждой ее партии.

Крутая кровь закручивает ее. Это необычная эоловая фея

Другие- с очами и личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем- италийским

Зефиром младым, -

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!



Впервые в балерине прорвалось нечто- не салонно-жеманное, а бабье, нутряной вопль.

В«Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи.



Полон стакан. Пуст стакан.

Гомон гитарный, луна и грязь.

Вправо и влево качнулся стан…

Князем- цыган. Цыганом- князь!

Ей не хватает огня в этом половинчатом мире.



Жить приучил в самом огне,

Сам бросил- в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал- мне.

Мой милый, что тебе- я сделала?

Так любит она.

В ней нет полумер, шепотка, компромиссов.

Лукав ее ответ зарубежной корреспондентке.«Что вы ненавидите больше всего?» - «Лапшу!» И здесь не только зареванная обида детства.

Как у художника, у нее все нешуточное. Ну да, конечно, самое отвратное- это лапша, это символ стандартности, разваренной бесхребетности, пошлости, склоненности, антидуховности. Не о«лапше» ли говорит она в своих записках:«Люди должны отстаивать свои убеждения… только силой своего духовного«я». Не уважает лапшу Майя Плисецкая! Она мастер.



Я знаю, что Венера- дело рук,

Ремесленник- я знаю ремесло!

Балет рифмуется с полетом. Есть сверхзвуковые полеты. Взбешенная энергия мастера- преодоление рамок тела, когда мускульное движение переходит в духовное. Кто-то договорился до излишнего«техницизма» Плисецкой, до ухода ее в«форму». Формалисты- те, кто не владеет формой. Поэтому форма так заботит их, вызывает зависть в другом. Вечные зубрилы, они пыхтят над единственной рифмишкой своей, потеют в своих двенадцати фуэте. Плисецкая, как и поэт, щедра, перенасыщена мастерством. Она не раб формы.«Я не принадлежу к тем людям, которые видят за густыми лаврами успеха девяносто пять процентов труда и пять процентов таланта».



Это полемично.

Я знал одного стихотворца, который брался за пять человеко-лет обучить любого стать поэтом.

А за десять человеко-лет- Пушкин? Себя он не обучил.

Мы забыли слова«дар»,«гениальность»,«озарение». Без них искусство- нуль. Как показали опыты Колмогорова, не программируется искусство, не выводятся два свойства поэзии. Таланты не выращиваются квадратно-гнездовым способом. Они рождаются. Они национальные богатства- как залежи радия, сентябрь в Сигулде или целебный источник.

Такое чудо, национальное богатство- линия Плисецкой.



Искусство- всегда преодоление барьеров. Человек хочет выразить себя иначе, чем предопределено природой.

Почему люди рвутся в стратосферу? Что, дел на Земле мало?

Преодолевается барьер тяготения. Это естественное преодоление естества.

Духовный путь человека- выработка, рождение нового органа чувств, повторяю, чувства чуда. Это называется искусством. Начало его в преодолении извечного способа выражения.



Все ходят вертикально, но нет, человек стремится к горизонтальному полету. Зал стонет, когда летит тридцатиградусный торс… Стравинский режет глаз цветатостью. Скрябин пробовал цвета на слух. Рихтер, как слепец, зажмурясь и втягивая ноздрями, нащупывает цвет клавишами. Ухо становится органом зрения. Живопись ищет трехмерность и движение на статичном холсте.



Танец- не только преодоление тяжести.

Балет- преодоление звука.

Язык- орган звука? Голос? Да нет же; это поют руки и плечи, щебечут пальцы, сообщая нечто высочайше важное, для чего звук груб.

Кожа мыслит и обретает выражение. Песня без слов? Музыка без звуков.

В«Ромео» есть мгновение, когда произнесенная тишина, отомкнувшись от губ юноши, плывет, как воздушный шар, невидимая, но осязаемая, к пальцам Джульетты. Та принимает этот материализовавшийся звук, как вазу, в ладони, ощупывает пальцами.

Звук, воспринимаемый осязанием! В этом балет адекватен любви.

Когда разговаривают предплечья, думают голени, ладони автономно сообщают друг другу что-то без посредников.



Государство звука оккупировано движением. Мы видим звук. Звук- линия. Сообщение- фигура.

Параллель с Цветаевой не случайна.

Как чувствует Плисецкая стихи!

Помню ее в черном на кушетке, как бы оттолкнувшуюся от слушателей. Она сидит вполоборота, склонившись, как царскосельский изгиб с кувшином. Глаза ее выключены. Она слушает шеей. Модильянистой своей шеей, линией позвоночника, кожей слушает. Серьги дрожат, как дрожат ноздри.

Она любит Тулуз-Лотрека.

Летний настрой и отдых дают ей библейские сбросы Сервана и Армении, костер, шашлычный дымок.

Припорхнула к ней как-то посланница элегантного журнала узнать о рационе«примы».



Ах, эти эфирные эльфы, эфемерные сильфиды всех эпох!«Мой пеньюар состоит из одной капли шанели».«Обед балерины- лепесток розы»…

Ответ Плисецкой громоподобен и гомеричен.

Так отвечают художники и олимпийцы.

«Сижу не жрамши!»

Мощь под стать Маяковскому. Какая издевательская полемичность!

Я познакомился с ней в доме Л.Ю. Брик. На стенах ухмылялся в квадратах автопортрет Маяковского.

Женщина в сером всплескивала руками. Она говорила о руках в балете. Пересказывать не буду. Руки метались и плескались под потолком, одни руки. Ноги, торс были только вазочкой для этих обнаженно плескавшихся стеблей.

В этот дом приходить опасно. Вечное командорское присутствие Маяковского сплющивает ординарность. Не всякий выдерживает такое сходство. Майя выдерживает. Она самая современная из наших балерин. Век имеет поэзию, живопись, физику и нащупывает современный полет балета. Она- балерина ритмов ХХ века. Ей не среди лебедей танцевать, а среди автомашин и лебедок! Я ее вижу на фоне чистых линий Генри Мура и капеллы Роншан.

Красота очищает мир.

Париж, Лондон, Нью-Йорк выстраивались в очередь за красотой, за билетами на Плисецкую.



Как и обычно, мир ошеломляет художник, ошеломивший свою страну.

Дело не только в балете. Красота спасает мир. Художник, создавая прекрасное, преображает мир, создавая очищенную красоту. Она ошеломительно понятна на Кубе и в Париже.



Ее абрис схож с летящими египетскими контурами.



Да и зовут ее кратко, как нашу сверстницу в колготках, и громоподобно, как богиню или языческую жрицу, - Майя".

Майя Плисецкая, портрет Плисецкой, Вознесенский, умерла Плисецкая, Марина Цветаева, боль

Previous post Next post
Up