Ныне оппозиционер и бывший премьер-министр России Михаил Касьянов, более известный с моей легкой руки, как «Миша Два Процента», предположительно бравший откаты за свою подпись, и «курировавший» исчезновение кредита МВФ в 4,8 млрд долларов в кризис 98-го, потребовал от Запада создать «Список Немцова». Не много ни мало. Михаил Михайлович попросил Конгресс США ввести санкции в отношении восьми руководителей и журналистов российских телеканалов, а именно: Владимира Соловьева, Дмитрия Киселева, Аркадия Мамонтова, Андрея Караулова и Константина Семина, генеральных директоров телеканалов Владимира Кулистикова и Олега Добродеева, а также депутата Госдумы Алексея Пушкова.
Вот прямая речь товарища Касьянова перед поездкой к кураторам, инициирующим тот самый «Список Немцова»: «В четверг я буду в Вашингтоне, мы будем обсуждать с конгрессом США «список Немцова» - людей, которые, на наш взгляд, являются пропагандистами и через средства массовой информации разжигали ненависть в обществе. В частности, они разжигали ненависть к Борису Немцову, де-факто травили его и подстрекали к расправе над ним».
И знаете, возникает такое ощущение передергивания, когда обманывают, лгут в глаза, прикрываясь красивыми словами. Как шулер, выдергивая крапленого туза из рукава, отвлекает внимание игроков от своих действий. Я хорошо знаю всех тех, кого пытается клеймить «Миша Два Процента»… Десятилетиями знаю. И Володю Соловьева, и Аркадия Мамонтова, и Андрея Караулова, и Алексея Пушкова… Нет за ними того, в чем их пытается обвинить безработный экс-премьер, по моему мнению, виновный в исчезновении миллиардов из бюджета России. И не только в этом. А, действительно, судьи кто?
А, впрочем, смотрите сами. Вот лишь некоторые истории из бурной жизни Михаила Михайловича Касьянова, который вдруг возжелал превратится в совесть нации.
Моё расследование в «
Новой газете» от 28 февраля 2000 года:
"Из моего досье: Касьянов Михаил Михайлович родился 8 декабря 1957 года в Солнцеве, окончил Московский автодорожный институт. С 1981 по 1990 год работал в Госплане РСФСР, специализируясь на внешнеэкономических связях. С 1990 по 1993 год Касьянов трудился в Министерстве экономики, где также отвечал за внешнеэкономические вопросы. В 1993 году перешел в Министерство финансов, где возглавил департамент иностранных кредитов и внешнего долга. В 1995 году Михаил Михайлович назначен заместителем министра финансов РФ, а 25 мая 1999 года наш «герой» занял пост министра. В настоящее время Касьянов - первый вице-премьер, министр финансов и практически исполняет обязанности главы кабинета министров Владимира Путина.
Касьянов и «Мабетекс»
Перед нами - удивительный документ периода расцвета скандала под названием «Мабетекс». Помните? В этой весьма откровенной бумаге, именуемой «Разрешением № 1972 от 2.08.1995», говорится следующее: «Министерство финансов РФ разрешает перечислить... двадцать три миллиона шестьсот пять тысяч восемьсот девяносто долларов на оплату оборудования и выполнения комплекса работ по реконструкции Московского Кремля, производимого фирмой «Мабетекс» (Швейцария). Внешторгбанку РФ перечисления рублевого покрытия не контролировать».
Вот такое знатное разрешение было выдано Минфином России, и почти 24 миллиона долларов утекло скандально известному «Мабетексу», но при этом никакого рублевого покрытия в российский бюджет не поступило. Письмо подписали замминистра финансов А. Головатый и казначей В. Волков. Но, как мне стало известно, на этом документе Головатый всего лишь поставил свою закорючку, а подлинным автором индульгенции был не кто иной, как нынешний первый вице-премьер Михаил Касьянов. Именно Михаил Михайлович в 1995 году являлся заместителем министра финансов и единолично ведал всеми валютными операциями Минфина РФ и соответственно всеми проплатами по «Мабетексу». Ну а конкретно это разрешение на оплату услуг господина Пакколи оформлял и готовил лично Касьянов, и в архиве Минфина имеются документы по этим 24 миллионам за подписью нынешнего первого вице-премьера. По информации нашего источника, работавшего в 1995-1996 годах в ближайшем окружении Касьянова, все финансовые расчеты с «Мабетексом», «Меркатой» и другими компаниями, «уводившими» бюджетные деньги через управление делами президента, готовились лично Михаилом Касьяновым. И, кстати, в уголовном деле по «Мабетексу», которое ведет швейцарская прокуратура кантона Женева, имеются еще три таких же разрешения на оплату по 20 миллионов долларов каждое. И к каждому из них самое прямое отношение имел Касьянов, а на многих документах, подшитых в том же уголовном деле, присутствует аккуратный росчерк нынешнего первого вице-премьера.
Касьянов и долги
Есть такое понятие, как коммерческие долги государства. Сейчас много говорят и пишут о том, что Россия должна миллиарды различным странам, фондам и фирмам. И вот как раз этими долгами последние четыре года и ведает не кто иной, как Михаил Касьянов. Тут-то и начинает действовать уникальная схема игры, придуманная Касьяновым и его бизнес-партнерами из олигархов. Суть в следующем.
Долг России какой-либо фирме или фонду составляет, предположим, сотни миллионов долларов. Касьянов на международном уровне сообщает, что мы не можем вернуть долг, и тут же банки МДМ-Банк, Собинбанк и другие скупают за бесценок российские долговые обязательства, платя за них примерно 25-30 процентов стоимости. Как известно, отчаявшийся кредитор зачастую идет на все, лишь бы получить хоть часть долга.
А в обязанности Михаила Касьянова последние годы входит составление списка первоочередных долгов России, которые нужно срочно погашать. Эта бумага впоследствии ложится на стол премьер-министру. И вот тут-то в «ежемесячный список Касьянова» в обязательном порядке попадают те долги, которые приобрел один из российских олигархов, владеющий названными выше банками. И государство выплачивает компаньону Касьянова практически полную сумму долга. И разница в размере 60-70 процентов остается в структурах олигарха. Далее «касьяновские» деньги перечисляются в дочерние компании, принадлежащие компаньонам, а оттуда миллионы долларов уходят через корсчета то в «Бэнк оф Нью-Йорк», то в оффшорные зоны.
О масштабе сумм, проходящих через схему Касьянова, свидетельствует ряд документов. Приведем один из них. Перед нами - платежное поручение, в котором «Компания проектного финансирования», принадлежащая одному из олигархов, перечисляет двенадцать миллионов долларов США через «Бэнк оф Нью-Йорк» в оффшорную фирму, зарегистрированную на Барбадосе. Документ датирован 18 апреля 1996 года. Незадолго до этого Россия погасила целый ряд долгов крупным западным табачным компаниям. И, кстати, именно в то время заместителем министра финансов, курирующим внешние коммерческие долги и выплаты по ним, был... Михаил Касьянов. Но, как свидетельствуют очевидцы, приведенная нами сумма в 12 миллионов долларов - это лишь маленькая часть денег, «прокрученных» дуэтом Касьянов - олигархи.
Касьянов и кредит
Помните 1998 год - то сладкое время, когда МВФ еще давал России большие кредиты? Именно тогда наше отечество получило очередной кредит в размере 4 миллиарда 800 миллионов долларов на стабилизацию курса рубля. Эти немалые деньги поступили на счет Минфина в федеральном резерве Центробанка. После чего Михаил Касьянов распорядился перевести миллиарды на зарубежные корсчета уполномоченных банков (СБС-Агро, Менатеп, Инком, Объединенный банк и проч.) для того, чтобы эти банки перечислили в российский бюджет рубли на эквивалентную сумму и тем самым стабилизировали отечественную валюту. Так думали различные чиновники, включая и МВФ. Но Касьянов наверняка так не думал, являясь организатором и мозговым центром всей этой операции.
А суть в том, что банки, получив 4 миллиарда долларов, вместо живых рублей вручили любимому государству гособлигации ГКО и ОФЗ, которые к тому времени превратились в никчемные бумажки и могли использоваться только в качестве обоев. И тут же все крупные банки, провернувшие аферу с кредитом МВФ, начали моментально банкротиться, переводя капиталы в свои более мелкие структуры. Помните: сначала Инком, потом СБС-Агро... То есть никто в обиде не остался - разумеется, кроме российского бюджета и «лохов» из МВФ.
И еще один не менее увлекательный эпизод из истории с кредитом МВФ. В 1998 году большинство российских банков, получивших кредитные деньги, держали свои зарубежные корсчета в «Нейшнл Рипаблик Бэнк оф Нью-Йорк», владельцем которого был ныне покойный банкир-миллионер Эдмон Сафра. Так вот, Сафра, будучи человеком неглупым, увидел, что через его банк российскими банкирами и Минфином прокручивается многомиллиардная афера. Наивный бизнесмен испугался и пожелал сообщить в ФБР о том, куда делся кредит МВФ. И вот тут-то у Сафры и случились неприятности. А начались они с того момента, как к нему на Лазурный Берег летом 1999 года прибыл некий эмиссар российских финансистов по имени Борис Березовский, который, кстати, является хозяином Объединенного банка - одного из тех, что получили кредитные деньги. О чем беседовали Березовский и Сафра, остается тайной за семью печатями. Известно только, что после разговора Сафра в срочном порядке переехал в свою резиденцию в Монако, где имелись усиленная охрана и даже бункер на случай ядерной войны. Но перепуганному банкиру не помогла надежная охрана - через три месяца он был мертв... Сгорел во время пожара.
Я, конечно, не утверждаю, что в гибели Сафры, пожелавшего раскрыть ФБР историю аферы с кредитом, виновны Березовский или Касьянов, который к тому времени уже поднялся до уровня министра финансов России. Но уж очень много странных совпадений!
Перед вами - лишь три истории из жизни второго человека в Российском государстве Михаила Михайловича Касьянова. Но на этом наше расследование жизненного пути первого вице-премьера не заканчивается. Продолжение следует».
А вот и продолжение. Обращаемся к итальянским коллегам, чье расследование, дополненное моей информацией, было также опубликовано 24 июля 2000 года в той самой оппозиционной ныне «Новой Газете». Цитирую:
"Итальянская «
Репубблика» опубликовала сенсационный материал о том, что в августе 1998 года кредит на 4,8 млрд долларов, предоставленный МВФ России, был банально украден при помощи запутанной системы перечислений денег из банка в банк. Но тезис, что в России воруют давно и много, уже не вызывает ни у кого сомнений. Сенсационность публикации итальянцев в том, что махинацию «разруливал» не кто иной, как нынешний премьер-министр и тогдашний замминистра финансов Михаил Касьянов.
Сотни средств массовой информации, в том числе и российские, подхватили публикацию «Репубблики», и большинство из них, не имея новых фактов, просто сообщили, что почти пятимиллиардный кредит МВФ так и не дошел до России благодаря стараниям Михаила Касьянова. Что, судя по нашей информации из Швейцарии и США, совершенно верно, и вполне вероятно, что премьера можно переименовать из Миши Два Процента в Михаила-Миллиардера. Факты, рассказанные нашими итальянскими коллегами, показались недостаточными, и мы, решив продолжить собственное расследование, столкнулись с одной интересной историей, на которую почему-то никто не обратил внимания. Итак.
«14 августа 1998 года деньги российского кредита уходят из нью-йоркского Федерального резервного банка (счет № 9091). А дальше происходят весьма странные события. 4,8 миллиарда «зеленых» попадают почему-то на счет № 608555800 в «Нешэнл рипаблик бэнк», принадлежащий одному из крупнейших банкиров Эдмону Сафре. А из этого банка миллиарды по распоряжению Касьянова «разгоняются» по различным зарубежным счетам и в итоге оседают в США и Швейцарии, так и не попав в наше отечество, в котором 17 августа произошел крупнейший финансовый кризис, и последствия его мы ощущаем до сих пор. А вскоре произошли события, которые напоминают посредственный американский боевик.
Из моего досье: Сафра был основателем и директором «Республиканского банка Нью-Йорка». Выходец из семьи ливанских евреев, 68-летний Сафра был известен как основатель Республиканского национального банка Нью-Йорка. Многие годы он входил в список самых богатых людей. Его состояние исчисляется миллиардами долларов. В декабре 1998 года Эдмон Сафра погиб в своей резиденции в Монако при весьма странных обстоятельствах.
После того как деньги кредита МВФ ушли из «Нешэнл рипаблик бэнк», принадлежащего Сафре, и практически бесследно растворились в финансовых структурах Запада, миллиардер обеспокоился их судьбой, тем более что его уже пытались обвинить в финансовых махинациях по отмыванию российских денег. Понимая, что именно исчезновение этого кредита МВФ вызвало в России финансовый кризис, Эдмон Сафра обратился в Федеральное бюро расследований США и заявил, что готов показать им всю схему отмывания русскими чиновниками 4,8 миллиарда долларов стабилизационного кредита МВФ. Периодические беседы Сафры с представителями ФБР длились почти год - миллиардер искал пути вывода своего банка из-под подозрений. А они были: совсем недавно он перевел миллиарды на счета, указанные представителями русских чиновников из Минфина и Центробанка. К лету 1999 года отношения между Сафрой и ФБР сложились наиболее благоприятно, и он начал давать весьма конкретные показания о путях отмывания денег и тех, кто за этим стоял, называя имена высокопоставленных россиян и раскрывая всю сложнейшую систему коррупции и воровства. К делу подключилась и швейцарская прокуратура. Тогда-то и произошли странные и страшные события.
В начале осени 1999 года в резиденцию Эдмона Сафры на юге Франции пожаловал неофициальный представитель российских чиновников - печально известный бизнесмен Борис Абрамович Березовский. Он беседовал с Сафрой в течение трех часов за закрытыми дверями. Разговор велся на повышенных тонах, и после беседы Березовский в явно расстроенных чувствах умчался на свою виллу в Антибе. Эдмоном Сафрой же овладела безудержная паника. Он заявил, что его собираются убить за откровения в разговорах с сотрудниками ФБР. Несмотря на то что принадлежащая ему вилла «Леопольдо» была оборудована системой безопасности по последнему слову техники, Сафра вместе с семьей срочно переехал в Монте-Карло, где поселился в специально подготовленном бункере площадью 1000 кв. метров на бульваре Остенде, в котором имелись все возможные средства безопасности и у каждой комнаты были своя охранная система и бронепокрытие. Этот бункер, по мнению специалистов, мог выдержать даже небольшой ядерный взрыв.
Но в декабре 1999 года произошло невозможное. Бункер Сафры загорелся, и при тушении здания в ванной комнате обнаружили труп миллиардера. По версии следствия, Сафра погиб во время попытки вооруженного нападения. Утром в помещение проникли двое вооруженных людей в масках. Они подожгли здание, а затем скрылись в неизвестном направлении. Сафра пытался укрыться в ванной, где и задохнулся от дыма. В огне погибла няня его дочери. Жена и дочь банкира спаслись, забаррикадировавшись в комнате.
По мнению Бертоссы - генпрокурора Кантона Женева, курирующего расследование по отмыванию кредита МВФ, поводом для убийства Эдмона Сафры стали его откровения с сотрудниками ФБР и швейцарской прокуратуры, которые занимались расследованием истории об исчезновении и отмывке 4,8 миллиарда долларов стабилизационного кредита для России.
По мнению одного из сотрудников ФБР, имеющего прямое отношение к «Рашагейту», или, как теперь называют этот скандал, «Делу Касьянова», страшная смерть Эдмона Сафры окончательно перепугала руководство банков, через которые отмывались кредитные деньги, и многие свидетели этой аферы века боятся давать показания, больше не веря в американскую систему защиты свидетелей. Но швейцарский прокурор Бертран Бертосса все же убежден, что сможет довести это расследование до конца, и виновным будет предъявлено обвинение. Как уже убедились многие из кремлевских чиновников, «Маленький Бертран» никогда не бросает слов на ветер, и вполне очевидно, что Михаил Касьянов вскоре не сможет выехать дальше дружественных Китая и Кореи, потому что в женевской тюрьме Шон-Долон всегда найдется свободная койка. Увы, без вида на озеро».
И теперь вся история с так называемым «Списком Немцова» становится понятной. Разумеется, факты ( и документы) о прошлой активной деятельности «Миши Два Процента», приведенные выше, во всех подробностях имеются, как в ФБР, так и в Белом Доме. И, соответственно, гражданин Касьянов будет выполнять всё, что потребуют его американские кураторы. Помните, кто девочку обедает, тот её и танцует? У Михаила Михайловича особо-то и вариантов нет. Только отрабатывать заданную программу. Иначе придется сесть. И похоже надолго.