Варианты Навального. Шесть лет лагерей или договорятся условно?

Dec 04, 2013 21:45



15 ноября 2013 Следственный Комитет РФ уведомил Алексея и Олега Навальных об окончании следствия по делам «Ив Роше» и «МПК», ранее объединённым в одно дело. То есть, следствие закончено и обвинительное заключение Навальным предъявлено, а значит,  сейчас начинается ознакомление обвиняемых с делом, а, после, соответственно, суд и приговор. То есть судить Навальных начнут примерно в феврале-марте будущего года.

Согласно обвинению в окончательной редакции, Алексей и Олег  Навальные обвиняются по двум эпизодам преступлений , каждое из которых квалифицировано сразу по двум статьям  Уголовного Кодекса РФ.  А именно: по части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере. Наказание - до десяти лет лишения свободы) и по пункту  «а» части 2 статьи 174.1 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, совершенная группой лиц по предварительному сговору. Наказание - до пяти лет лишения свободы). То есть, согласно статье 15 УК РФ, Алексей Навальный и его брат обвиняются по двум тяжким статьям и двум статьям средней тяжести одновременно.

Первый эпизод следствием трактуется так: «Олег Навальный, который в 2008 году занимал пост главы департамента внутренних почтовых отправлений «Почты России», мошенническим путем, введя в заблуждение руководство компании «Ив Роше Восток», принудил компанию «Ив Роше Восток» заключить договор на грузоперевозки с компанией «Главное подписное агентство», которое было создано Алексеем Навальным. Фактически «Главподписка» не выполняла условий договора с  собственными силами, поскольку не обладала необходимой материальной базой. Деньги поступили на счета «Главподписки», после чего были легализованы.  Братья Навальные похитили 26 миллионов рублей у «Ив Роше Восток» путем мошенничества и последующей легализации средств, добытых преступным путем».

Второй эпизод: «В 2008 г. Олег Навальный, как руководитель одного из структурных подразделений «Почты России», убедил представителей «Многопрофильной процессинговой компании» расторгнуть договоры с прямыми контрагентами на оказание услуг. А вместо них, введя представителей МПК в заблуждение, что по должности может рекомендовать контрагентов, посоветовал заключить договор с «Главподпиской». Но тот в итоге оказался «заведомо невыгодным» из-за завышенных цен. Но фактически «Главподписка» не выполняла условий договора с МПК собственными силами, поскольку не обладала необходимой материальной базой. По версии СКР, в результате МПК был причинен ущерб в размере не менее 3,8 млн руб. Эти деньги поступили на счета «Главподписки». Братья Навальные похитили 3,8 миллионов рублей у «МПК» путем мошенничества и последующей легализации средств, добытых преступным путем».

Кстати, Алексея Навального будут судить, как ранее не судимого, то есть без учета судимости по делу «Кировлеса» (пять лет условно), так как преступления по «Делу «Ив Роше» и «МПК», инкриминируемые блогеру, совершены до вынесения условного приговора по лесному делу.

И вот здесь-то и начинается самое интересное.

Понимая, что отечественная судебная система в принципе не предусматривает оправдательных приговоров (0,5 % оправдательных приговоров от общего количества вынесенных), в новом  «Деле Навального» возможны только два варианта развития событий:

Вариант первый: Если Навальный договориться с властью. То есть, произойдет то, что случилось по первому «Делу Кировлеса». А случилось вот, что:  Алексей Навальный, согласившись на участие в заведомо проигрышных для него выборах мэра Москвы,  приняв голоса мундепов от Собянина, и тем самым обеспечив ставленнику власти легитимность победы на выборах главы столицы, получил пять лет  УСЛОВНО по делу о тяжком (!!!) преступлении. Кроме того, впервые в истории российской юриспруденции, Навального отпустили на волю даже после приговора с реальным сроком лишения свободы. До обжалования. И потом вдруг случилось «условно».

Если Алексею Навальному удастся опять прийти к определенному консенсусу с властью, то по «Делу «Ив Роше» и «МПК» юридически имеется возможность оставить его на свободе.  Согласно законодательству, условно осужденному разрешается дать еще один условный срок. Даже за повторное тяжкое преступление (как в случае с Навальным).  Так в Постановлении пленума Верховного Суда РФ (№2 от 11.01.07) указывается  «При условном осуждении по второму приговору за преступление, совершенное до провозглашения первого приговора, по которому также было применено условное осуждение, суд должен указать на самостоятельность исполнения указанных приговоров, поскольку испытательный срок, устанавливаемый при условном осуждении, не является наказанием и не может быть ни поглощен более длительным испытательным сроком, ни частично или полностью сложен». То есть, Навальный вполне сможет отбывать первый условный срок параллельно со вторым. И даже с третьим. Хотя никогда таких прецедентов в российской юриспруденции не было. Но для экс-кандидата в мэры и блогера Навального возможно будет применена эта исключительная мера закона. Разумеется, на определенных условиях.

Вариант второй. Если Навальный не договориться с властью. В этом случае, срок лишения свободы по «Делу «Ив Роше» и «МПК» будет назначен безо всяких дружественных смягчений.

Сколько при таком варианте обломится Алексею? Я думаю, что лет шесть. Реальных. В колонии общего режима. А первый условный срок будет проходить сам собой, как я и упомянул выше.  Дело в том, что в России не прецедентное право, и каждый приговор должен быть вынесен с учетом личности подсудимого, но имеется такая удивительная вещь, как статистика. Так вот, лицам, ранее не судимым за совершение  двух эпизодов по части 4 статьи 159 УК и по части 2 статьи 174.1 УК в среднем приговор составлял от четырех до семи лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. За последние пять лет несколько раз случалось и условное наказание, но только в отношении… чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Ситуация достаточно простая - за каждый эпизод по мошенничеству и отмыванию денег дают по минимуму с учетом смягчающих обстоятельств (дети, характеристики и т.д.) по четыре года. А в результате по принципу частичного сложения получается шесть.

Понятно, что власть не пойдет на второе «условно», если не добьётся очень серьезных договорных шагов со стороны Навального, так как беспрерывные условные наказания одному человеку, при агрессивной посадке на нары других, будут выглядеть весьма и весьма странно. Российские правители с такой завидной регулярностью рассказывают о независимости отечественного правосудия, что сплошные «условно» оппозиционеру   вызовут большое количество вопросов. В том числе и у оппозиционеров.

А теперь рассмотрим те самые шаги, которые уже делает Навальный,  для применения к нему первого «условного» варианта.   Исходя из последних, так называемых, антикоррупционных расследований Навального, создается впечатление, что блогер и условно осужденный оппозиционер  сейчас как раз и нащупывает почву для дальнейших договоренностей с властью. Он переключился со своих излюбленных персонажей, типа Якунина и Собянина, на более весомых и влиятельных, то есть, имеющих главный доступ к главному телу страны. Это первый заместитель руководителя Администрации Президента Вячеслав Володин и президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин. Следующим шагом Навального будет еще несколько серьезных наездов на Сечина, с намеком на то, что «это только начало» и скоро «будет еще больше». Та же история произойдет и с грядущими «расследованиями» по Володину.  А уж после наступит тот самый момент для определенных договоренностей с учетом приближающегося судебного процесса по «Делу «Ив Роше» и «МПК».

Однако, Алексей Навальный в своей игре за собственную свободу пока не учитывает одного весьма важного шага, которого от него, наверняка, потребует властная договаривающаяся сторона. Это «сдача источников». То есть, за условный приговор от оппозиционера, скорее всего,  потребуют сообщить о том, кто сливает ему конфиденциальную информацию для расследований (истории с Якуниным, Володиным и другими тяжеловесами) и кто, соответственно, платит за публикации, а также оплачивает все сопутствующие расходы Навальному и его команде.  Попросят имена, пароли, явки. И, конечно же, суммы, даты и счета.

И вот тут-то и наступит момент истины для Навального. Мы, разумеется, не будет знать о результате последних переговоров подсудимого с теми, кто решает его судьбу. Но по тому, как пройдет суд и каков будет приговор, сможем понять,  достиг ли Навальный очередного соглашения с властью.

Да, и еще. Если начнутся определенные репрессии (проверки, уголовные дела, разоблачения и т.д.) против некоторых крупных олигархов и, возможно, даже бывших госчиновников, а Навальный при этом получит второе «условно», то значит, ребята обо всем договорились.

Олег Навальный, Вячеслав Володин, Якунин, брат Навального, Собянин, Дело Кировлеса, Игорь Сечин, Алексей Навальный, дело Ив Роше

Previous post Next post
Up