Алексей Маревичев на байдарке
Когда я недавно работал над книгой по истории ДОСААФ Кабардино-Балкарии, меня очень заинтересовал один эпизод из славной истории оборонного общества республики. Оказывается, ещё до Великой Отечественной войны был проведён переход на байдарках из Нальчика в Москву. Как же это возможно - переход на байдарках из столицы кавказской автономной республики в Москву, по каким водным маршрутам? Оказывается, возможно! Тогда за этим переходом следила вся страна, о нём писали в газетах, в том числе в газете "Советский спорт".
О том, как появилась идея этого перехода, о его трудностях рассказал журналисту Юрию Баранюку ещё в 70-е годы Алексей Федотович Швец, самый молодой участник легендарного перехода на байдарках по маршруту «Нальчик - Москва», заслуженный учитель Кабардино-Балкарии, отличник физической культуры, пятьдесят лет отдавший воспитанию подрастающего поколения Кабардино-Балкарии.
В нашей книге "Без патриотизма нет героизма" мы с моим соавтором Юрием Ашиновым, бывшим председателем ДОСААФ КБР, привели фрагменты его воспоминаний. Позже я нашёл ещё кое-какие материалы об этом историческом переходе, о дальнейшей судьбе их участников.
Стартовали под команду "Вперёд, орлы!"
В своё время по всей стране прогремел переход на байдарках из Нальчика в Москву. А было это в тридцатых годах, когда спортивному энтузиазму молодёжи не было границ. Инициатором развития этого вида спорта в Кабардино-Балкарии стал председатель областного Комитета физкультуры и спорта Алексей Владимирович Маревичев, бывший ленинградец, человек высокой культуры, с многогранными интересами. Особое значение придавал он физическому воспитанию и был всесторонне развитым спортсменом. Не раз сам прославлял Кабардино-Балкарию рекордами, был участником велопробега «Нальчик - Ленинград».
Ещё с зимы 1936 года под руководством Маревичева студенты педагогического училища и Учительского института начали мастерить байдарки, а летом на озере близ Терека опробовали их. Тренировались и на озере около села Приближного, выезжая потом на Терек, причём регулярно в течение месяца.
Семнадцатого августа решено было в честь 15-летия Кабардино-Балкарской области провести переход на байдарках по маршруту «Нальчик - Махачкала». Участвовало всего семь человек и прошло всё удачно.
И тогда год спустя возникла идея в честь 20-летия Великого Октября пройти на байдарках до Москвы. Эту мысль поддержали не только в областном комитете ОСОАВИАХИМа, но и в обкоме партии.
Десять человек вошли в состав интернациональной команды. Среди них студенты: Грант Оганьянц (будущий Герой Советского Союза), Георгий Пелихов, Шис Бленаов, Жамал Чеченов, Алексей Швец, Владимир Тараканов, колхозница Маржан Шинахова, учитель Гелис, сам Алексей Маревичев, и кинооператор Асланбек Каиров.
Кто же они были, эти отважные люди? Командиром похода был назначен студент пединститута Жамал Чеченов, балкарец; его кипучую энергию, стремительность, ловкость уже успели оценить участники предыдущего похода. И вот теперь он по праву возглавил группу.
Политруком избрали Георгия Пелихова, терского казака, выпускника педтехникума, он уже преподавал в Красноармейской вечерней школе. Смелый, волевой, выдержанный, пользовался большим авторитетом.
Пожалуй, лучше других был подготовлен физически армянин Грант Оганьянц. Педрабфаковцы Шис Бленаов - кабардинец, Владимир Тараканов - русский, Алексей Швец - украинец, преподаватель педтехникума Алексей Маревичев - русский, Маржан Шинахова - кабардинка, кинооператор Асланбек Каиров - осетин. Вот такая многонациональная команда отправилась в далекий и трудный путь.
Бетал Калмыков
18 июля 1937 г. там же, у моста на реке Урвань, вблизи от села Новоивановское, был дан старт этому удивительному походу, который продолжался долгие 86 дней. Стартовали под команду: "Вперёд, орлы!", её подал первый секретарь областного комитета партии Бетал Эдыкович Калмыков.
И лодки заливало, и пробоины латали
На первом 8-дневном этапе до моря по притокам Терека Урвани, Малке, а затем по самому Тереку - проходили до 250 км в день, но это требовало нечеловеческого напряжения сил. Этот этап - самый трудный и опасный. Подводные камни, коряги, неожиданные повороты, бешеная быстрота течения грозили байдаркам. Но через 8 дней участники перехода благополучно добрались до Каспия. Здесь им устроили горячую встречу, и после кратковременного отдыха они пустились вверх по Волге.
В пути спортсменов радушнее всех принимали бакенщики. На всю жизнь остались в памяти доброта, щедрость, искренность этих простых тружеников голубых просторов. Были летние восходы и закаты. Незабываемые вечера у костра, уха из осетрины, жареная стерлядь. А взамен наши ребята дарили своим новым друзьям махорку в пачках, которая в то время считалась дефицитом.
Вскоре после Астрахани поднялся сильный ветер, доходивший до 10 баллов. До самого Сталинграда, куда шли целых 10 дней, ветер не утихал. Волны доходили до 1,5-2 метров, байдарки трепало, заливало водой. мы шли».
Алексей Швец впоминал: «Волга понравилась. Но дважды я был наказан ею. Первый раз за ротозейство. Лодку не закрепил - и её снесло. Все спали, а я два километра догонял её. Второй раз - где-то в районе Ярославля мы напоролись на якорь. Байдарку тут же залило водой. Пришлось прыгать в воду, снимать наше судёнышко с якоря, вытаскивать на берег, ремонтировать».
В Сталинграде пришвартовались на водной станции им. Баранова. Здесь яркую встречу с общественностью города организовали руководители области, физкультуры и спорта. Отдыхали в Сталинграде два дня. За это время побывали на экскурсии. Большое впечатление у всех осталось от посещения Сталинградского тракторного завода.
Следующим крупным городом был Саратов. Сюда на митинг прибыл по поручению Бетала Калмыкова мастер спорта Иван Павлович Харагезян, который вручил участникам похода черкески, рубашки, брюки, сапоги, тёплые фуфайки. Они очень даже пригодились в пути. А вот в городе Энгельсе, столице немцев Поволжья, прямо на берегу для байдарочников и всех встречавших соорудили длинный стол с обильным угощением.
Немало было в походе трудностей. Есть на Волге так называемая Самарская дуга, где река образовала крутой поворот. Здесь пришлось тащить байдарки на плечах целых четыре километра, чтобы сократить путь.
В Ульяновске с интересом посетили музей В. И. Ленина. И снова в путь. Быт на плаву своеобразен, но постепенно становится привычным, каждый научился делать всё: варить, стирать, чинить обувь, шить. Утром подъём, физзарядка, приготовление завтрака, причём занимались этим почти все. Одни рубили и кололи дрова, другие разводили костёр, третьи готовили еду, а кто-то накрывал на стол и убирал посуду. А кинооператор Асланбек Каиров снимал фильм, фиксируя на плёнке хронику многодневного похода.
Большое впечатление на всех произвела столица Татарии Казань, города Горький, Ярославль. Впечатление от Рыбинска несколько подпортили сильный дождь и шквальный ветер, видимость была плохая, и подходили вечером к причалу под фонарём «летучая мышь». Старались не потерять в темноте ни одного человека. И не теряли, но одна лодка получила две пробоины. Пришлось чинить, прежде чем следовать дальше.
Незабываемая встреча в Москве
И вот, наконец, канал «Москва - Волга». На календаре уже 8 октября. Пошёл снег. Три дня шли по каналу в таких трудных условиях. Северный порт столицы - Химкинский вокзал, последняя пристань участников байдарочного перехода из Кабардино-Балкарии. Позади 86 дней труднейшего пути. Пройдено 4800 километров.
У гранитных берегов Москвы-реки для встречи спортсменов из Кабардино-Балкарии собрались тысячи трудящихся столицы. Здесь ещё на подходе отважных участников похода приветстовали физкультурники обществ «Динамо», «Спартак» «Вымпел». Все они на лодках. Получается настоящий праздник на воде.
Пристань в красочном убранстве. Повсюду флаги, плакаты, транспаранты с приветственными словами в адрес участников перехода. Здесь и призыв «За здоровое, жизнерадостное поколение, готовое к труду и обороне социалистической Родины!». Среди многолюдного потока встречающих было и 30 земляков из Кабардино-Балкарии, специально прибывших в Москву по такому случаю. В том числе секретарь обкома партии Б. Калмыков, председатель Совнаркома республики И. Черкесов.
На часах 14 часов 30 минут. В сопровождении флотилии гребных и моторных лодок к пристани подходят пять наших байдарок. Раздаётся громкое «ура», крики приветствий, с набережной несутся звуки оркестра. Первым покидает байдарку командир перехода Жамал Чеченов, за ним спускаются на берег и остальные. Все они в национальной одежде. Им аплодируют тысячи физкультурников, рабочие фабрик, заводов. Митинг вылился в демонстрацию великой дружбы народов СССР.
На трибуне Маржан Шинахова, член ОСОАВИАХИМа из колхоза им. Ворошилова. «Наша республика расположена у Главного Кавказского хребта, - сказала она. - Я горжусь, что участвую в таком трудном походе. Я, женщина, кабардинка, выдержала все трудности наравне с мужчинами».
«Приятно было видеть, с каким восторгом смотрели на неё, - вспоминал Алексей Федотович Швец, - когда она, прямая статная, проплывала по кругу в кабардинском танце с Шисом Бленаовым».
Уже на следующий день московские газеты дали репортажи с такими заголовками: «Встреча в Москве отважных спортсменов», «Из Нальчика в Москву на байдарках», печатались их портреты в черкесках с кинжалами, с алыми лентами через плечо, на которых было крупно написано: «Байдарочный поход в XX лет Октября». Несмотря на все трудности многдневного байдарочного похода все его участники потом самым ярким воспоминанием считали эту торжественную встрече на финише в Москве.
Отважные спортсмены и Родину храбро защищали!
Как же в дальнейшем сложились судьбы участников знаменитого перехода? Маржан Шинахова много лет вплоть до ухода на пенсию была культпросветработником. До последних дней своей жизни преподавал Алексей Маревичев. Трудными фронтовыми дорогами от предгорий родного Кавказа до Берлина прошёл известный военный кинооператор Асланбек Каиров, в послевоенные годы работавший в «Центрнаучфильме» в Москве (умер в 1983 году, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве). Жамал Чеченов после войны возглавлял городской комитет физкультуры и спорта в Ессентуках. Алексей Швец учительствовал в Нальчике, Владимир Тараканов - на Украине.
К сожалению, некоторые участники перехода не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. По комсомольским путевкам Георгий Пелихов и Жамал Чеченов пошли в военно-авиационное училище. Лётчик Георгий Пелихов погиб в воздушном бою в первые дни войны в июне 1941 года. Политрук Шис Бленаов скончался в госпитале после смертельного ранения, полученного в бою.
Будущий Герой Советского Союза Грант Оганьянц, которого друзья ласково называли Рантиком, поступил в Смоленское военное училище, готовившее политработников для авиации. Но потом во время войны пришлось пройти переподготовку, пересесть на танк. Он стал командиром танкового взвода 71-го танкового полка 11-й гвардейской кавалерийской дивизии 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса. О том, как воевал Грант Оганьянц, можно судить по его строкам из письма домой от 13 ноября 1943 года.
Герой Советского Союза гвардии капитан Грант Оганьянц
«Пока остаюсь неуязвимым. Меня повсюду преследует удача. Нередко на машине не меньше десятка следов от снарядов, но они - не для меня... В самой последней атаке пришлось попасть в переплёт. Но выручили мои орлы. А когда бой был окончен, то на моём танке ребята насчитали 14 попаданий...".
При форсировании реки Сирет в районе Ротунда - Ажюдень 24 августа 1944 г., несмотря на ожесточенный огонь противника, он вышел из танка и в течение 30 минут вплавь произвёл разведку брода, чем и было обеспечено форсирование, а затем захват плацдарма на правом берегу.
Особенно тяжелый бой танкисты Оганьянца выдержали 26 августа 1944 г. в районе Узвельд. Массированным огнем орудий сделали проход в полосе противотанковых препятствий, и в образовавшуюся брешь капитан ринулся на головном танке, увлекая за собой остальных. Проявленное Оганьянцем личное мужество позволило без больших потерь овладеть важным рубежом. Во второй половине того же дня танки остановились перед новой преградой - обширным минным полем, прикрытым перекрёстным огнём из многих стрелковых точек. И Грант Оганьянц нашёл в себе силы и волю под этим ураганным огнем выйти из танка, чтобы лучше видеть местность и отыскать проход через мины. Он ушёл наметить своим гвардейцам менее опасный путь, но в этот момент рядом разорвался снаряд, его осколки смертельно ранили отважного танкиста.
За проявленный героизм, доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. гвардии капитану Оганьянцу Гранту Аракеловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Герой Советского Союза Грант Оганьянц в городе Черновцы у Вечного огня.
Фото из госархива КБР, из газеты "Социалистическая Кабардино-Балкария".