Jun 20, 2020 12:11
Основная идея публицистики Шаламова выглядит примерно так. Существует обычное общество, в котором есть некоторая мораль, этика, нравы. Есть обыватели, которые эту мораль нарушают или соблюдают с разной степенью непоследовательности. И есть воры, существа, представляющие собой совсем не то, что о них думают обыватели. Воры это не сообщество, не субкультура, не секта и не последователи «воровской идеи» как думают многие и как это пытаются представить сами воры. По Шаламову нет никакой тайной «идеи», есть только имитация её существования. А воры это случайное сборище расчеловеченных существ. Никак не сообщество, потому что расчеловеченные существа не способны образовать сообщество. Эта мысль очень проста и очень сложна для восприятия, поскольку обычные люди несут в себе ту или иную нравственность, ту или иную идею, и пытаются отыскать какую-то форму этики у любого человека, пусть и преступника. А её нет. И Шаламов едва ли не единственный, кто сказал об этом. Вот это и есть та главная мысль, которую пытается донести Шаламов, и которой в явном виде нет ни у кого другого. Шаламов настойчиво доказывает, что воровской культ матери такой же наигранный и лицемерный, как и ложь всех воровских устоев. Попадая в условия, где нет «мужиков», нет людей, которых можно грабить, объедать, заставлять работать, воры начинают заставлять работать себе подобных, ломать воровские правила, нарушать слово, терять лицо.
Шаламов глубоко сожалеет о юношах, подпадающих под обаяние воровской романтики, сочувствует каждому сколько-нибудь нормальному человеку, который попадает в поле его зрения. Шаламов пытается изменить общество, а не разрушить его.
Понятно, что Шаламова сегодня пытаются использовать как идеологическое оружие, пытаются слепить нечто подобное Солженицыну, но Шаламов не уважает Солженицына, просто потому, что Шаламов вполне советский человек, коллективист и ничуть не либерал. Да, собственно, и воры советского времени это нечто давно забытое, чего современный студент понимать не может.
Солженицын,
Шаламов,
воры