Как и ожидалось, скандал вокруг "соленых орешков" Korean Air привел к арестам. Правда арестован пока сотрудник минтранспорта, но прокуратура уже запросила ордеры на арест главной фигуры скандала - Чо Хен А (экс-вице-президент Korean Air) и того, кто пытался все замять - директор с краткой, но характерной фамилией Ё.
Сначала пусть идет фактура в виде подготовленной заметки для "РГ", а потом пара мыслей вслух.
Прокуратура начала аресты по «скандалу о соленых орешках» Korean Air
Олег Кирьянов (Сеул)
Так называемый «скандал с солеными орешками» вокруг главного авиаперевозчика Южной Кореи Korean Air продолжает развиваться. Прокуратура уже арестовала одного сотрудника министерства транспорта 55-летнего Кима, а также запросили ордеры на арест двух главных фигурантов инцидента - 40-летней экс-вице-президента компании Чо Хен А и одного из директоров компании 57-летнего мужчину по фамилии Ё. Эксперты отмечают, что могут быть произведены новые аресты, а министерству транспорту и авиакомпании придется еще долго краснеть за свою корпоративную культуру и поведение некоторых сотрудников.
Напомним, что инцидент произошел 5 декабря на борту лайнера южнокорейской компании Korean Air, который следовал по маршруту КЕ086 Нью-Йорк - Инчхон. Начавший было отходить от терминала самолет вдруг неожиданно вернулся обратно к «рукаву», после чего с лайнера сошел старший бортпроводник. Как оказалось, инициатором подобных зигзагов самолета стала находившаяся среди пассажиров вице-президент компании Korean Air Чо Хен А, которая также является старшей дочерью председателя совета директоров холдинга. Чо, которая сидела в салоне первого класса, не понравилось, как ее обслужила стюардесса. Перед Чо положили пакет с солеными орешками, тогда как, по мнению Чо, их надо было положить на тарелку. Вице-президент, по словам очевидцев, закатила скандал, подняла крик и в итоге приказала вернуть лайнер в терминал и ссадить старшего бортпроводника. В результате инцидента вылет был задержан на 20 минут, а в пункт назначения лайнер прибыл с опозданием на 11 минут. Этот инцидент сразу стал одной из главных новостей Кореи, получив название «скандала с солеными орешками».
Представитель 5-го отдела уголовных расследований Западного округа прокуратуры Сеула заявил, что они обратились в суд с просьбой санкционировать арест экс-вице-президента Korean Air Чо Хен А и директора по вопросам обслуживания в салоне, которого называют пока только по фамилии - Ё. Суд должен вынести решение по запросам на арест Чо Хен А и Ё во вторник 30 декабря.
Чо обвиняется в совершении действий, которые создавали угрозу безопасности внутри лайнера, попытке вмешательства в управлении самолетом и смены его маршрута движения, оскорблении и применение физической силы в отношении стюардессы и старшего бортпроводника 44-летнего Пак Чхан Чжина. Отметим, что Чо, признав, что повысила голос на стюардессу и бортпроводника, отрицала факт применения физической силы и попытку вмешательства в управлении лайнером. Однако показания других членов экипажа и пассажиров самолета свидетельствуют об обратном, подтверждая слова стюардессы и бортпроводника.
Директор Ё обвиняется в том, что играл ключевую роль в попытке оказать давление на сотрудников компании, включая пострадавших, стремясь выставить Чо Хен А в выгодном свете. В частности, как установлено сейчас, Ё прямо угрожал Пак Чхан Чжину, что тот «долго не сможет появиться в компании», если на допросе в министерстве транспорта не возьмет основную вину на себя. Кроме того, Ё приказал другим сотрудникам удалить содержание служебной переписки и первый вариант доклада о ситуации, где была неблагоприятная версия инцидента для вице-президента. Тот же директор затем, как подозревается, использовал свои связи в министерстве транспорта. Он, в частности, несколько десятков раз созванивался и обменивался СМС-сообщениями с 55-летним сотрудником минтранспорта Кимом, который вел допрос Пак Чхан Чжина. После первоначального допроса, который прошел с нарушением многих правил, Пак взял вину на себя, но затем рассказал правозащитникам и журналистам что произошло на самом деле. После этого скандал перекинулся и на министерство транспорта.
Сам же сотрудник министерства транспорта и земельных ресурсов Ким уже арестован. Ему предъявлены обвинения в попытки оказания давления на Пак Чхан Чжина и иных сотрудников, а также передачи закрытой информации по ситуации директору Korean Air Ё. В офисе и доме Кима следователи прокуратуры провели обыски, изъяв личные и служебные компьютеры, а также изучили содержание его разговоров и сообщений по мобильному телефону. Это и позволило выявить его частое общение с Ё. Ким же в прошлом около 15 лет работал в Korean Air.
Эксперты же отмечают, что высока вероятность расширения масштабов скандала, так как возникли подозрения по поводу предоставления различных выгод со стороны минтранспорта компании Korean Air. Как минимум еще один из следователей минтраспорта, который также вел «скандал с солеными орешками», тоже очень часто общался с Ё. Правда независимые специалисты отмечают, что виной всему не самая здоровая практика, когда в профильных подразделениях ведомства основу составляют бывшие сотрудники главного авиаперевозчика. Из 26 следователей авиации минтранса 20 работали ранее в Korean Air. Они поддерживают тесные отношения со своими бывшими коллегами по компании, идя в том числе и на злоупотребление служебным положением. Именно так произошло и в случае со «скандалом с солеными орешками». Министерство транспорта явно пыталось замять скандал и выгородить вице-президента Чо Хен А, которая повела себя самым скандальным образом. Выяснилось также, что подобное поведение для нее является обычным, правда до сих пор дело не доходило до разворотов самолета.
Корейская общественность, СМИ и общественные организации дружно требуют наказать виновных и гарантировать, чтобы подобное поведение со стороны «сильных мира всего» больше не могло повториться. Обычных людей также сильно раздражает, что Чо пошла на все извинения только тогда, когда факты ее вины стали совершенно очевидны. Но даже и сейчас Чо отрицает свою основную вину, хотя против нее свидетельствуют и независимые очевидцы.
Новый взрыв негодования спровоцировала младшая сестра Чо Хен А 31-летняя Чо Хен Мин, которая также входит в состав руководства Korean Air, отвечая рекламу, маркетинг и связи с общественностью. Она разместила на внутреннем сайте компании открытое письмо, в котором извинилась перед сотрудниками компании, но тут же заявила, что в нынешнем скандале «виновата не только экс-вице-президент Чо Хен А, а все сотрудники компании в целом». Это привело к шквалу критики и в ее адрес. Многие вспомнили то, как «младшая Чо» оказалась так быстро на таком высоком месте в компании, как она работает и вообще заявили, что «лучше бы молчала».
А теперь менее формально...
- Да, согласен полностью, что корейцы (СМИ, общественность, пострадавшие и пр.) молодцы, что не дали спустить скандал на тормозах. Вот дело идет к логическому завершению - арест и суд. Жлобство и такое барское поведение со стороны той, кто все это устроила, конечно надо наказывать. И это все несмотря на то, что поначалу министерство транспорта явно спустило все на тормозах, сделав все, чтобы занять. не получилось - вот сила и гражданского общества, и СМИ и, в конце концов, Интернета.
- С другой стороны, не стал бы одевать слишком розовых очков по поводу Кореи. Обо всем этом было известно и раньше, но боялись, начальники частной компании чувствовали себя неприкасаемыми, люди это терпели, слухи ходили, но их заминали. Сцепка минтранспорта-Korea Air более чем очевидна. И дело не только в конкретном Киме, которого арестовали. Это просто минимальная жертва, которая со стороны минтранса сейчас неизбежна. Изменят ли они практику и подход в целом - вот будет показатель. Но это будет явно непросто по объективным факторам (раз КАЛ доминирует на рынке перевозок, то понятно, что там основные спецы, которые потом и переходят в правительство) и субъективным (определенные "корейские моменты" в корпоративной культуре, инертность мышления, слабость одного человека перед целой махиной компании и прочее). кроме того, уверен, что схожих примеров, если копнуть, можно будет найти много где в корейских компаниях (да не только корейских).
- Если бы не разворот самолета, что как факт легко проверяется и доказывается, то, как видится, осталась бы Чо Хен А на своем месте, а скандала бы скорее всего бы не было. Наорала бы, толкала стюардессу и бортпроводинка, побила файлом с документами по руками и... скорее всего ничего бы ей не было с учетом всех вскрытых попыток замять на самых разных уровнях. Хотя, оказывается (для меня было новостью), что по закону стюардесса и бортпроводник приравнены к "вооруженным сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность на борту". В общем, получается Чо избивала чуть ли не полицейских - если смотреть с правовой точки зрения.
- Не думаю, что виновные получат что-то серьезное. скорее всего (ИМХО) с учетом пристального внимания общественности - штраф + возможно небольшие условные сроки. И очень вероятно, что так или иначе Чо вернется в компании. НЕ сразу, но когда все уляжется и забудется. И снова начнет командовать. Ей принадлежат 2,5 % акций Korean Air, которые с ней и останутся.
- В министерстве транспорта скорее всего накажут просто конкретно в этом случаи проштрафившихся, но в целом все останется так же.
- Все же, конечно, теперь "соленые орешки" будут чаще вспоминать и, возможно, скандал все же приведет к тому, что "уважаемые", которые летят в первом классе самолета и на прочих "хороших местах", будут вести себя немного сдержаннее.