Очень сильны и заметны национальные культурные корни. Девушки сплошь в платках, шараварах и национальных платьях, в тюбетейках. Хотя встречаются и современно одетые, но это, в основном, европейки. Практически на улицах никто не курит. Восточный колорит прет везде - и в торговле, и в общении.
Руководство Таджикистана очень большое внимание уделяет национальной идее. Везде, в школах, вузах, музеях, да и просто с различных плакатов проводится мысль о том, что таджики - арийский народ, наследники древнейшей арийской культуры. Говорится, что великой книгой является "Авеста", в музеях висят карты, на которых показаны границы согдийской империи, затем империи Соманидов. На центральной площади эта карта выложена мрамором и золотом! А нужно сказать, что государства эти охватывали значительную часть Центральной Азии, Афганистана и Восточного Ирана. Также везде отмечается, что таджики - это восточные персы.
Многих, если не всех поэтов, писателей и учёных, которых персы считают своими, своими считают и таджики. Это относится к таким известным именам, как Рудаки, Омар Хайям, Фирдоуси, Абу али ибн Сина. Причём таджикские учёные доказывают, что эти деятели в первую очередь таджики, а уж потом персы. Но почему бы и нет! Считают же американцы своим Эйнштейна, а мы с большим удовольствием гордимся российской фигуристкой с японскими корнями…
Интересно и то, что, в частности, на территории Согдийской области сохранились своеобразные касты. Их несколько - тойре, это потомки, как нам сказали, бухарских эмиров, хон - потомки близкого круга эмиров, мирзо - они представляют собой учёных, писателей, и холк - простонародье. Люди из первых трёх каст могут создавать семьи между собой, а вот с представителями холк - нет. Кстати, они различаются и по внешнему виду. Представители высших, особенно первых двух каст, более светлые. Такое деление на касты пережило даже Советскую власть. А сейчас просто получило новое развитие... Как говорят у нас на Востоке - ты можешь изменить содержимое своего кошелька, даже головы…но ты не можешь поменять свою кровь!
Поражает мода местных жителей на золотые зубы. В большинстве случаев это накладные коронки, что считается очень престижным. Чем больше золота на зубах, тем богаче и солиднее человек. В Таджикистане, в отличие от Туркмении, где покойный Сапармурад Ниязов запретил ношение золотых коронок, этому никто не препятствует. Зато совсем недавно президент страны Эмомали Рахмон выступил с инициативой не проводить слишком дорогие и пышные свадьбы в целях экономии средств. Ведь свадьба на Востоке - грандиозное событие, на неё приглашают всех родственников и знакомых, поэтому денег тратится очень много. Президент же показал себя радетелем народа, живущего в бедной стране, который заботится о его финансовом благополучии.
Уровень экономического развития страны очень низкий. Хотя сейчас все развивается как у нас в 90е…причем во всех областях! Но зато для организации бензозаправки достаточно иметь: топчан, матрас, ведро и воронку. А большинство автомобилей до сих пор заправляются из ведер. Для автомойки достаточно просто ведра и тряпки. Свободный рынок! Или базар…
Базары это вообще песня таджикского народа! Здесь переплелись Китай и Россия, Азия и Европа. Здесь есть все, что вы пожелаете или даже больше! Желайте и все это вы найдете в Понедельник, как переводиться Душанбе. Ну а чтобы почувствовать себя своим и завоевать уважение беззастенчиво торгуйтесь! Отбивайте копейки и не заметите, что у концу вашей прогулки молва о вас уже разнеслась по всему базару. Этот русский - настоящий бай! Приятно! Восток…
За последние годы Душанбе сильно преобразился. На улицах множество красивых иномарок, за рулем которых восседают горячие таджикские мужчины с зачесанными назад (как у настоящих мафиози!) густыми черными волосами. Даже в жаркий день они могут надеть дорогой костюм с галстуком и как бы невзначай выставить на всеобщее обозрение золотой перстень с бриллиантом или другим драгоценным камнем. С нашей точки зрения это, может быть, и чересчур, но таков уж Восток, здесь не принято скрывать своего достатка, наоборот.
А вот и объект наших желаний … Этот легкий наркотик темно-зеленого цвета можно купить всюду. Называется он "нос", или "нас", или "наз". Знаем, что нужно аккуратно положить его под язык. Дальше он действует сам. Только не забывай сплевывать. Видимо надо быть таджиком, чтобы сработало…
Международная IP-телефония, Интернет, цены непредсказуемые - на еду, общественный транспорт супердешевые - пообедать от души можно за 30-50 рублей, чапан (мы его неправильно называем халатом) - 200 рублей, фрукты и дыни - от 5 до 25 рублей. Автобус стоит 1 рубль, маршрутка - 2 рубля, но вот импорт - дороговато, российские соки или пиво - от 30 рублей. Все очень цивильно, на улицах чисто, народ нарядный, девушки красивые. Русские, опять же, не так чтобы много, но есть....Не надо бояться -мы же друзья еще с тех самых времен басмачества...
Есть в столице и шедевры технической мысли - по улицам Душанбе ходят единственные в мире троллейбусы "Икарус", переделанные местными умельцами из автобусов. Таксофоны не работают, зато рядом с каждым сидит пацан с подсоединенным к проводам домашним телефоном и буквально за копейки дает позвонить куда угодно.
Среди достопримечательностей города - Памятник Исмоили Сомони на площади Озоди, Памятник Абуали ибн Сине, Мавзолей Садриддина Айни, проспект Рудаки, Городской парк, Библиотека имени Фирдавси, Театр Оперы и балета им. С. Айни, чайхана "Рохат", Памятник Рудаки.
После прогулок приводим себя в порядок и делимся на две группы - Вард с Бумером стартуют вдвоем, мы в качестве балласта придаемся Мишутке для поездки в Самарканд и Бухару.
Странные поведенческие инстинкты у местных милиционеров, то они мотоциклистам честь отдают, то гоняют за попытку фотографироваться у памятника Соманидам…
Движение в сторону Самарканда не радовало нас своей насыщенностью посторонними машинами. Отвыкли! Движемся вдоль реки Варзоб, красотища!
Хотим пробраться через чудо-тоннель построенный иранцами , а на сегодняшний день представляющий собой тень техногенной катастрофы! Но нашим планам не суждено было свершиться…как обычно туннель затопило и нас отправили прямиком через перевал, очередные 3330 метров Фанских гор.
Анзоб - перевал в Гиссарском хребте, через который проложена автодорога Душанбе - Ура-Тюбе, вторая по высоте после Памирского тракта, похоже, приключения продолжаются!
Теперь мы просто крадемся в пыли, видимость свелась к 4-5 метрам. Начинает темнеть. Вообще-то, перевал открыт всего несколько месяцев в году, с июля до октября! Так, что мы попали в самый разгар автодвижения. В очередной раз выныривая из пыли, я упираюсь в совершенно белую стену, это стена ледника! Мы едем прямо в сердце одного из языков. Температура стремительно приближается к нулю, холодает.
Обогнать впереди идущий грузовик возможно, но для этого необходимо действовать как настоящему русскому, с криком - Ни хрена не видно! - добавлять газ. Местами кажется, что дорога совершенно не пригодна для движения машины и мотоцикла одновременно!
И вот начинается спуск...некоторые места организма сжались до размера одной копейки… Сквозь зубы вырываются нечленораздельные слова, которые пытаются сложиться в матерные...но увы…сплошные междометья!
Рома впереди пылит, словно табун осликов, но когда ему навстречу, на одном чрезвычайно узком повороте, из-за угла выбежал Камаз, Роман Иванович решился обьехать его с двух сторон одновременно… Кстати, это в принципе невозможно!!! Когда Рома убедился в этом, он решился на торможение…двигателем…но для этого ему бы пришлось сначала тормозить о бампер Камаза колесом, затем вилкой, потом радиатором и лишь после этого непосредственно мотором... Видимо, поняв это, он решил проскользить под авто на боку…грациозно упав и, вы знаете, ему практически удалось!!!
Только вот перепуганный таджик остановил свой автомобиль аккурат перед знаменитым украинским байкером из Минска (так его называли в Казахстане). После крайне необходимого перекура, переписа и перекака, продолжили движение.
Спустившись, мы оказались во вполне цивилизованном городке, где отсутствовала гостиница, но зато присутствовали гостеприимные люди, которые, накормив нас арбузом и напоив чаем, пригласили к себе домой, правда за деньги, но разве от этого они стали менее гостеприимными?!