Бетховенские аллюзии Тарковского

May 24, 2016 07:13



По следам «Жертвоприношения» всё-же решил написать ещё немного про Андрея Тарковского и про пост-бетховенскую Европу.
Ибо звуки Девятой Симфонии Бетховена ещё долго (надеюсь) будут волновать слушателей.

При чём здесь Бетховен? При чём здесь Тарковский? При чём здесь Европа? Какая здесь связь?

Скажу сразу - связь прямая.

Во-первых, эта музыка является официальным Гимном Евросоюза.
И это - также не «просто так». Ибо сказано было Шиллером - «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в Радости одной!»

Во-вторых:
Наш прошлогодний Дискуссионный Клуб о Девятой Симфонии Бетховена - и способах её дискредитации - породил немало аллюзий по пути становления, и даже после того. Вместо ответов - возникают всё новые и новые вопросы. Это хорошо. Значит - тема не «однодневка». Да, собственно, это было совершенно ясно всегда.

В-третьих:
Мечта о Восхождении путём сотрудничества, созидания, взаимопонимания и взаимопомощи - наверное, не есть мечта лишь только европейцев. Но в атомизированно-индивидуалистичной Европе эта тема всё-же имеет более высокий градус накалённости. По многим - и вполне естественным - причинам, она похожа на обратное отклонение «психологического маятника». Она, скорее, даже иногда превращается в Тоску.

(Надо сказать, здесь есть для меня одна вполне определённая загадка. Мне - до сих пор - не понятно, почему на знамени Третьего Райха не было этой музыки? Сейчас не ставлю вопроса о правомерности или уместности, о натяжках и т.д., просто не могу понять. Ведь Ницше тоже - отнюдь не Гитлера, наверное, хотел видеть воплощением своего Сверхчеловека. Однако, Гитлер Ницше очень даже почитал, носил с собою и т. д. По каким же причинам он не благоволил к единому порыву объединения Германии под звуки финала Девятой симфонии? Тем более, что даже Черчилль во время 2-й мировой войны говорил о недопустимости возрождения духа Шиллера в Германии... - Вопросы, вопросы…)

И - вот именно эту самую Тоску по объединению созидательных усилий - можно очень чётко, с микроскопической ясностью, увидеть в одной из кульминаций предпоследнего фильма Андрея Тарковского - «Ностальгия».

Никому не известный пожилой человек выходит на городскую площадь, где находится, в общем, много людей. МНОГО ЛЮДЕЙ.

Это даже не толпа - это разрозненные индивиды.

Все они, эти люди - занимаются, в общем, ничем. Даже собой - они не слишком занимаются. Какая-то дама красит губы, но весь контекст просто оглушительно показывает абсолютную бесполезность и ненужность этого действия даже для неё самой. Более того - он показывает бесполезность АБСОЛЮТНО ЛЮБОГО ДЕЙСТВИЯ.

Действия шута-пантомима, пародирующего стоящих на площади.

Речи, посвящённой объединению созидательных усилий человечества, и последующего акта самосожжения главного героя эпизода…

И - главное - всё никак не возникнет музыка, которая должна была сопровождать это Действо. Это действо - акт самосожжения - воплощение последнего отчаяния (напомню, год создания фильма - 1983-й, мир ещё не знал ничего ни о каких массовых террористах-самоубийцах).

Затем - эта музыка возникает. НО КАК! (уж лучше бы не возникала…)

Прервалась она так же, как и возникла. Послушайте, как это было…

image Click to view



***

Есть у Андрея Тарковского ещё один фильм - «Сталкер», где она звучит в финале.

Она звучит там - сквозь шум проезжающего неподалёку поезда.

Она прорывается сквозь сплин липкого сна, от которого так и не будет никакого пробуждения.

Она силится сквозь него прорваться - то-ли как надежда, то-ли как воспоминание, то-ли как забытый сон во сне, то-ли как призрачная мимолётность…

Но - в любом случае - не как что-то, подготовленное всем предшествующим развитием, не как музыка из этого фильма, а как некое внешнее воздействие, но прорывающееся изнутри; раздражитель, явно не из этого «мира сна наяву».

Но ведь - всё-же, возникает! Почему?

image You can watch this video on www.livejournal.com

Европа, by oleggureev, cinema, beethoven, russia, Швеция, symphony, Италия, questions, music, Тарковский

Previous post Next post
Up