ЗРК «Хок» ВВС Израиля: итоги боевого применения

Nov 27, 2022 00:20


20.11.22 вышел очередной «техникум» Марка Солонина, вторая его половина (с 21:30 и до конца ролика) посвящена ЗРК «Хок» (HAWK - Homing All the Way Killer, ракеты MIM-23). Среди прочего, упоминался и опыт применения «Хок» в Израиле. В связи с этим хочу подробно рассказать о боевом применении данного ЗРК силами ПВО ВВС АОИ.




Но для начала - ряд технических замечаний. Я люблю серию «Техникум» Марка, он поднимает интересные темы и хорошо их излагает, хотя тут и там бывают оговорки или прямые ошибки. Здесь же ошибок довольно много. Марк говорит о ЗРК «Хок» принятом на вооружение в 1959 г. (в Армии США; в 1960 г. его принял на вооружение и КМП) и сравнивает его с ЗРК «Куб», принятым на вооружение в 1967 г. Однако в таблице сравнительных ТТХ (28:54) показаны данные не «Хок» (т.н. Basic Hawk, ракеты MIM-23A), а «Усовершенствованный Хок» (I-Hawk - Improved Hawk, ракеты MIM-23B), последний был принят на вооружение только в 1972 г. У базового «Хок» и масса ракеты была меньше (584 кг), и масса БЧ (54 кг), и дальность (25 км), и потолок (13.7 км). По таблице есть и другие нарекания, так высота поражения целей у «Куб» 1967 г. составляла всего 7 км и достигла 12 км только на модернизации 1978 г. Правда, комментируя таблицу, Марк говорит о разнице в модификациях «Куб», но не «Хок». Именно «Усовершенствованный Хок» в дальнейшем трижды модернизировался (т.н. программы PIP - Product Improvement Plan): PIP Phase I (1979 г.), PIP Phase II (1983-1986 гг.) и PIP Phase III (1989 г.), была также модернизация PIP Phase IV (на вооружение не принята). Для иностранных клиентов создан Hawk XXI (на вооружении только Ирака и Турции). Кстати, ирано-иракская война (33:47) продолжалась не 6, а 8 лет (22.09.80-20.08.88).

Итак, к боевому применению. Марк говорит (32:50), что главным эпизодом использования ЗРК была Война Судного дня (ВСД) октября 1973 г. Тогда Израиль имел 12 батарей «Хок» (72 ПУ) и 400 ракет к ним. В первые дни ЗРК попросту задавили помехами, далее с этим смогли справиться и ЗРК уничтожили 17 самолётов и вертолётов противника, при этом 2 ПУ были уничтожены, ещё 8-10 - повреждены. В общем по мнению Марка - не впечатляет. А как обстоят дела на самом деле?

«Хок» состоял на вооружении ПВО Израиля в 1965-2014 гг., сбил 36.5 самолётов и вертолётов противника, почти все - в 1969-1973 гг. базовым вариантом комплекса (замечу: 01.10.14 прошла церемония в ознаменовании 50-летия службы «Хок» в ВВС; там была названа другая цифра - 29.5; однако 36.5 встречается чаще). Модернизация в «Усовершенствованный Хок» началась уже после ВСД и этот вариант добился только 0.5 победы: 31.08.82 он повредил сирийский разведчик МиГ-25Р, далее самолёт был добит F-15 из состава 106-й эскадрильи, победу разделили пополам (т.н. «Операция Гозаль»).

Итак, 36 побед на счету базового варианта «Хок» с его 25-км дальностью (реально операторам рекомендовали дать цели приблизиться на 18 км для повышения вероятности поражения). И тут ПВО Израиля принадлежат 3 мировых первенства в работе с «Хок»:
  • январь 1967 г. - первые оперативные стрельбы (по сирийскому МиГ-21, перехвата небыло);
  • 21.05.69 - первый боевой перехват самолёта противника (египетский МиГ-21);
  • 06.10.73 - первый боевой перехват вертолёта противника (египетский Ми-8, по-видимому сбито 2 вертолёта, но однозначно подтверждён 1).

Вообще-то первый самолёт «Хок» сбил раньше: 05.06.67, в первый день Шестидневной войны, «Хок» 137-го дивизиона сбил израильский «Ураган» (Dassault MD.450 Ouragan), получивший повреждения в ходе авиаудара по цели в Иордании и летевшего в сторону ядерного реактора в Димоне. Лётчик Йорам Харпаз погиб (по-видимому ещё ранее он потерял сознание и не реагировал на сообщения по радиосвязи и сигналы товарища по звену изменить направление полёта). В вышеназванные 36.5 этот самолёт не входит.

К началу Шестидневной войны Израиль имел всего 5 батарей «Хок» (из них 4 боеготовы). 1 была развёрнута в Димоне, 2 в аэропорту Лод для прикрытия центра страны, 2 в других районах. По другим данным, 1 была в Димоне, 1 в Матаким, 1 в Зморот (для защиты авиабаз Хацор и Тель-Ноф), 1 в Сде-Дов на севере Тель-Авива (для защиты всего центра страны, т.н. Гуш-Дан), 1 в районе Вильгельма (вблизи аэропорта Лод). В целом израильская авиация с начала войны господствовала в воздухе и «Хок» попросту не получала разрешения на стрельбу из-за опасности огня по своим (Димона была исключением: зона была закрыта даже для израильской авиации). Впрочем и арабских налётов практически небыло (известно всего о 2 таких налётах: пара иорданских «Хантер» 05.06.67 и два иракских Ту-16 на следующий день).

На Войну на истощение (период 1969-1970 гг.) приходится 13 побед: 1 Ил-28, 4 Су-7, 5 МиГ-17 и 3 МиГ-21 (Janes пишет о 12, цифры те же, но 4 МиГ-17). После ВСД и до войны в Ливане 1982 г. «Хок» сбили 3 цели (3 египетских Ми-8 в районе Рас-Судар 29.10.73). Таким образом, основная масса успешных перехватов израильских «Хок» приходится на ВСД - 20 подтверждённых побед. Сайт ВВС пишет о 13 опознанных целях: 5 МиГ-17, 1 МиГ-21, 3 Су-7, 1 «Мираж-5» (ливийский, передан Египту), 1 «Хантер» (иракский, на египетском фронте), 2 Ми-8. Janes приводит похожие цифры, лишь по МиГ-17 разница - их 4 (т.е. всего 12); при этом указано, что израсходовано 75 ракет, был ряд случаев, когда одной ракетой сбивалось по несколько целей, летевших в плотном строю. По книге «30 часов в октябре» (стр. 481) за 6 лет между войнами 1967 и 1973 гг. ЗРК было сбито 12 самолётов (и ещё 14 - зенитной артиллерией).

По книге «Исраэль Таль: главы по Войне Судного дня» (стр. 122 и 114) к началу ВСД АОИ имела 12 батарей ЗРК «Хок». При этом на август 1973 г. план развёртывания сил включал следующие пункты по батареям ЗРК «Хок»:
  • СВО: в течении 24 часов - 1, через 72 часа - ещё 2;
  • ЮВО: в течении 24 часов - 5, через 72 часа - 8;
  • ЦВО: через 72 часа - ещё 2;
  • Резерв ГШ: через 72 часа - 1.

Если просуммировать эти цифры, получим 14 батарей, что противоречит наличию 12. Скорее всего, СВО должен был иметь не «ещё 2 батареи», а всего 2 батареи, а резерв ГШ по-видимому шёл за счёт ЦВО.

ВСД началась с массового налёта арабской авиации: в ней участвовало 60-80 сирийских и более 200 египетских самолётов. Т.е. это превышало налёт авиации Израиля на Египет в первой волне «Операции Мокед» 05.06.67 (начало Шестидневной войны). При этом у Израиля действительно было 12 батарей «Хок», но большинство прикрывали цели центра Израиля или были в резерве.

Вот ситуация с батареями «Хок» в районе фронтов на 06.10.73:
  • На севере - 1 батарея в Бирия в районе «Цфат»; была в высокой степени боеготовности с 10:30 утра;
  • На Синайском полуострове - 4 батареи: 2 вдоль канала (Абу-Самра и Джиди), 1 в районе Рефидим, 1 в районе Рас-Судар; все они находились в низкой боеготовности, например на КП батарей небыло офицеров;
  • Ещё одна батарея 6 лет дежурила на юге Синая (Шарм эль-Шейх); по ситуации на 06.10.73 есть противоречивые данные: по одному источнику за 10 дней до начала войны её перевели на складское хранение в Рефидим, в рамках программы ВВС по экономии средств; по другим она всё ещё была в Шарм эль-Шейх, даже сообщается, что это была батарея 136-го дивизиона и на 14:00 на её ПУ было 12 боеготовых ракет;
  • Были многочисленные ложные позиции «Хок», например в том же Шарм эль-Шейх (и египетские самолёта хорошо отбомбились по этой позиции).

В целом в ходе войны «Хок» проявил себя очень успешно. Да, были сообщения о противодействии РЭБ, но эффективно подавить «Хок» у них не получалось. Были авиаудары и артбострелы позиций ЗРК, многие источники говорят об уничтожении 1 батареи (хотя какие именно её элементы были поражены - публикаций не встречал). Подробнее этот вопрос рассмотрен в приложении 2.

Итак, действительно ли показатели «Хок» в ВСД не впечатляют? Это не верно. ЗРК - пассивное средство обороны, оно способно перехватить цель только если та сама входит в зону поражения. И тут ВВС арабских стран были мало активными: после удара начала войны (который в целом был мало эффективен), ограничивались почти только налётами на линии фронта, где в основном работала израильская зенитная артиллерия: размещение там «Хок» было проблематично из-за возможности их лёгкого подавления дальнобойной ствольной и реактивной артиллерией противника (180-мм пушки С-23 с дальностью 30 км, 130-мм пушки М-46 с 27 км, 122-мм БМ-21 «Град» с 20 км). К тому же ВВС Израиля в первую очередь полагались на истребительную авиацию (277 побед в ВСД) и часто «Хок» попросту получали запрет на огонь из-за опасения поразить своих, как уже было сказано по ситуации на 1967 г.

Завершу интересным эпизодом работы советского С-125 в Египте, отражающий мнение египтян о «Хок» (напомню, что к тому времени С-75 состояла на вооружении Египта уже около 6-7 лет: с 1962 или 1963 г., но сравнивали египтяне С-125 именно с «Хок»): Как водится, первой блин оказался комом, притом кровавым. Заступление на боевое дежурство в ночь с 14 на 15 марта 1970 г. советские ракетчики отметили боевой работой, сбив двухракетным залпом египетский Ил-28, вошедший в зону поражения ЗРК С-125 на высоте 200 м с неработающей аппаратурой государственного опознавания. При этом рядом с советскими офицерами находились и египетские военные, клятвенно заверившие наших ракетчиков в том, что их самолетов в зоне обстрела быть никак не может. Наши соотечественники отметили несколько странную реакцию «простодушных» египтян на этот инцидент, Поражение своего Ил-28 они восприняли чуть ли не с восторгом, многократно повторяя: «Лучше ‘Хока’, лучше ‘Хока’!».

image Click to view


Ролик о ЗРК «Хок» на канале Para Bellum. На 09:48 утверждается, что в 1973 г. 3 ПУ уничтожены, до 10 повреждены.

Приложение: известные даты перехвата ЛА противника ЗРК «Хок».

Война на Истощение, 1967-1970 гг.:
  • 21.05.69 - 1 египетский МиГ-21, район Белюза;
  • 20.07.69 - 1 египетский Су-7, район Рас-Судар;
  • 24.07.69 - 2 египетских МиГ-17, дорога к перевали Гиди;
  • 11.09.69 - 2 египетских самолёта, МиГ-21 и Су-7, район Белюза;
  • 25.10.69 - 2 египетских самолёта, МиГ-21 и Ил-28, район Горьких озёр;
  • 10.01.70 - 2 египетских Су-7, район Рас-Судар;
  • 18.04.70 - 1 египетский МиГ-17, район Рас-Судар;
  • 21.04.70 - 1 египетский МиГ-17, район Белюза;
  • 26.06.70 - 1 египетский МиГ-17, к северу от канала.

ВСД, 06-24.10.73:
  • 06.10.73 - 1 египетский Ми-8, район Рас-Судар;
  • 06.10.73 - 3 египетских МиГ-17, перевал Гиди;
  • 07.10.73 - 2 египетских самолёта, МиГ-17 в районе Белюза и МиГ-21 на севере Синая;
  • 08.10.73 - 1 египетский Ми-8, к северо-востоку от Рас-Судар;
  • 11.10.73 - 2 египетских Су-7 на дороге Белюза-Кантара;
  • 13.10.73 - 1 египетский МиГ-17, район Белюза;
  • 14.10.73 - 2 самолёта на египетском фронте: ливийский «Мираж-5» в Абу-Самра, иракский «Хантер» на дороге Белюза-Кантара;
  • 15.10.73 - 1 египетский Су-7 в районе Кантара.

После ВСД:
  • 29.10.73 - 3 египетских Ми-8, район Рас-Судар.

Война в Ливане, 1982 г.:
  • 31.08.82 - 0.5 сирийского МиГ-25Р над Ливаном (добит F-15, операция «Гозаль»).

Приложение 2: отдельные случаи боевого применения «Хок».

Перехват «Ураган», 05.06.67

Об этом случае я уже писал выше. Подробное описание есть на сайте «Маркия Шхаким». Самолёт имел Б/Н12, принадлежал 113-й эскадрильи (комэск - Йосеф Салант) с базы Хацор (командир - Бени Пелед).

Во время 3-й волны операции «Мокед» звено из 4 «Ураган» вылетела в Египет, но была переориентирована на базу ВВС Мафрак в Иордании (в 50 км к востоку от реки Иордан на линии Шхема). Возглавлял звено Дубик Пелег, 2-м номером был Шимъон Лави, 3-м Исраэль Бахарав, 4-м - Йорам Харпаз.

Вначале по Мафрак нанесла удар четвёрка «Супер Мистер» из 105-й эскадрильи, далее шла четвёрка «Ураган» 113-й эскадрильи. Удар прошёл успешно, но далее самолёт Харпаза столкнулся с линией электропередач. Вышла из строя радиосвязь, а сам лётчик по-видимому был ранен.

Исраэль Бахарав сопровождал самолёт Харпаза. Вначале ему удалось установить визуальную связь с последним и Харпаз знаками показал, что связи нет. Далее он по-видимому начал терять сознание и перестал реагировать. Самолёты пересекли Мёртвое моря, направились в сторону Арада и далее к Димоне. К ним подлетели пара «Мираж-3» (Давид Иври и Гиора Эпштейн), после опознания ушла в сторону. При в ходе в зону ракетной обороны Димоны была выпущена 1 ракета и сбившая самолёт Харпаза. Самолёт Бахарава также получил лёгкие повреждения осколками, но смог вернуться в Хацор.

Бахарав говорил с офицером батареи «Хок» - по его словам авиаконтроль не оповестил их, что пара самолётов - израильская (а аппаратуры «свой-чужой» на «Ураган» небыло). Затем сообщение пришло и батарея остановила пуск 2-й ракеты. Тело Харпаза нашли только через год.

Перехват «Дрор», 13.10.69

На сайте «Маркия Шхаким» есть и описание другого случая огня по своим - перехват «Дрор» (Dornier Do-27A-3) Б/Н011. 13.10.69 «Дрор» 100-й эскадрильи осуществлял корректировку артогня в районе Суэцкого канала. На борту находились 5 человек: лётчик капитан Йонатан (Джони) Шелай, 2 наблюдателя и 2 разведчика. Из-за ошибки опознавания батарея «Хок» открыла огонь, самолёт был сбит, весь экипаж погиб.

Перехваты 137-го и 139-го дивизионов

Дивизионы «Хок» имели название ЙАТНАМ («Йехидат Тилей Нун-Мем», т.е. «Подразделение зенитных ракет»). На Ютьюб есть ролики по истории ЙАТНАМ-137 и ЙАТНАМ-139.

В ролике по истории ЙАТНАМ-137, созданного в 1966 г., сказано, что именно он сбил 05.06.67 израильский «Ураган», из-за ошибки в опознании. Вообще же этот дивизион прикрывал тыловые объекты, других перехватов на его счету небыло.

image Click to view



В ролике по истории ЙАТНАМ-139, созданного 02.04.69 (штаб - в Рефидим, до 1975 г.), приведены следующие случаи перехвата дивизиона:
  • 20.07.69 - первый перехват, сбит Су-7. Пуск выполнил Омри Охиэль, командир подразделения;
  • 10.01.70 - Натан Визенский сбил два Су-7;
  • 18.04.70 - Яаков Леви сбил МиГ-17;
  • 06.10.73 - начало ВСД. Сбит Ми-8 с египетскими коммандос, первый перехват вертолёта для ЗРК «Хок»; 5 МиГ-17 атакуют батарею «9 Алеф», та сбивает 3 из них (т.е. это батарея в Гиди);
  • 29.10.73 - батарея «9 Алеф» сбивает 3 вертолёта Ми-8 (т.е. тогда она находилась в Рас-Судар).

image Click to view



Северная батарея «Хок», ВСД

Как уже было сказано выше, на севере Израиля была развёрнута только 1 батарея «Хок» - в Бирия севернее города Цфат. Местоположение позволяло прикрывать штаб СВО в Цфате и северное подразделение авиаконтроля на горе Мирон, может также и авиабазу Рамат-Давид.

На день начала войны (06.10.73) батарея была в высокой степени боеготовности с 10:30 утра. Её командир по собственной инициативе начал «прощупывание» с помощью РЛС подсветки целей HPI русло реки («Нахаль»), ведущего с севера на юг, со стороны Ливана в Израиль. Причина такой инициативы - он помнил, что в апреле-мае того же года уже были попытки сирийской авиации подойти к границе Израиля с этого направления, впрочем тогда сирийцы поворачивали назад.

В 13:51 были обнаружены первые цели, в 13:52 батарея получила разрешение на свободный огонь и выпустила 2 ракеты. Был сбит 1 или 2 самолёта (над территорией Ливана, 4.5 км от границы Израиля), остальные развернулись и ушли на север. Как стало позже известно, этот огонь сорвал атаку 8 сирийских Су-7 или Су-20. Кстати, этих перехватов нет в списках ниже, т.е. этот перехват не имеет достаточного подтверждения.

Многие из тех, кто жил в 1973 г. на севере Израиля, хорошо помнят именно эти пуски: в Судный день всё в Израиле замирает, стоит полная тишина. Гром ракетного старта посреди этой тишины слышен на многие километры.

Египетский удар по батареям «Хок» на Синае в первые минуты ВСД (06.10.73)

Этот вопрос рассмотрен в книге «30 часов в октябре» (стр. 276-287). Была попытка атаковать все батареи «Хок» на Синае, кроме батареи в Рас-Судар.

Батарея в районе Шарм эль-Шейх (Офир) - атакована 12 МиГ-17. Батарея тяжело повреждена, уничтожена РЛС и командный бункер. Батарея вышла из строя на продолжительное время. Это противоречит информации, что батарею вывезли в Рефидим до войны и египтяне бомбили лишь ложную позицию. Разве что вывели большую часть батареи (ПУ, ракеты, ТЗМ, РЛС подсветки целей HPI), а прочие РЛС комплекса оставили на месте как усиление системы раннего предупреждения. В описании воздушного боя над районом в 14:00 сказано, что на этой батарее погиб 1 солдат и ещё несколько было ранено.

Батарея в районе перевала Джиди атакована 4 «Хантер». Не повреждена и продолжала работать.

Батарея в Абу-Самра атакована 4 МиГ-17. Не повреждена и продолжала работать.

Атакована также некая позиция в районе Рефидим, считавшаяся батареей «Хок», реально же там «Хок» не было.

Батарея в Белюза (север западного Синая, примерно в 30 км к юго-востоку от Порт-Саид) была не исправна после поломки, произошедшей в предыдущий день (05.10.73), при попытке сбить египетский МиГ-17, залетевший на Синай.

Также сказано, что в Таса (центр западного Синая, примерно 35 км от Исмаилии) в ночь 06/07.10.73 прибыла ещё одна батарея «Хок».

Батарея «Хок» Рас-Судар, ВСД

В журнале ВВС Израиля («Бетаон Хейль hа-Авир») за октябрь 1993 г. опубликовано интервью с полковником (рез.) Шломо Наджари, ранее командовавшего полком ПВО («Эгед Нун-Мем»). На начало ВСД ему было 22 года, он был старшим лейтенантом, и.о. командира батареи «Хок» в Рас-Судар, на берегу Суэцкого залива. Звание капитан и официальное назначение командиром батареи Шломо получил в начале 1974 г. Есть информация об этой батарее и в книге «30 часов в октябре» (стр. 289).

Батарея включала 2 огневых взвода («Пальга»), с 3 ПУ в каждом, т.е. всего 6 ПУ с 18 боеготовыми ракетами. За 3 недели до начала войны число ракет на ПУ было снижено - чтобы уменьшить износ ракет из-за высоких перепадов температур, ветра и влажности. На 05.10.73 1 или 2 ПУ находились в Рефидим на ремонте.

На 06.10.73 батарея получила усиление резервистами и успела более не менее завершить подготовку к войне (с резервистами в батарее было около 300 солдат и 20 офицеров).

В 13:57 над батареей прошла 8-ка самолётов, но разрешение открыть по ним огонь получено небыло.

В 16:30, на закате, 25 Ми-8 начали высадку десанта недалеко от батареи. Ей удалось сбить 2 вертолёта. Первый был сбит ракетой, выпущенной оперативным офицером батареи Коби Мазор. Второй упал, столкнувшись с обломками первого вертолёта. Потом египетских командос из этого десанта отлавливали до конца войны, хотя реально те никакого ущерба не причинили.

На второй день, 07.10.73, поступило сообщение, что колона из 40 египетских танков и БТР движется на юг и сейчас она в 20 км от Рас-Судар. Все получили приказ отступить. Бойцы 35-й бригады отступили в Абу-Родс (100 км к югу от Рас-Судар), а Шломо связался со штабом ВВС и уговорил командующего, что батарее надо остаться, при условии что ВВС нанесут удар по колоне. 4 «Фантома» нанесли удар и египтяне отступили. Но на всякий случай батарее были приданы сапёры с целью в случае срочной эвакуации взорвать оборудование.

08.10.73 всё же был отдан приказ отвести батарею в Абу-Родс. Но там работы для зенитчиков не нашлось. 19.10.73 батарея вновь вернулась в Рас-Судар. 20.10.73 она обстреляла 2 вертолёта, но не попала.

21.10.73 батарея открыла огонь по 6 вертолётам и сбила 4 из них, ещё 1 упал по-видимому из-за столкновения с обломком другого вертолёта, а последний также не смог вернуться назад (тут не совсем ясно, что имеется в виду, но в сбитые его не занесли).

Всего в ходе войны по словам Шломо батарея сбила 7 вертолётов - 2 Ми-6 и 5 Ми-8 (официально ей засчитали только 2 Ми-8). Во время ВСД она была единственной батареей «Хок», на счету которой были сбитые вертолёты. Потерь убитыми и раненными батарея не понесла (на неё небыло атак на земле, её и ни разу не бомбили).

«Хок» против нефтедобывающей платформы

В книге «Энциклопедический словарь войны Судного дня» (Итан hабер, Зеев Шиф, «Лексикон Мильхемет Йом hа-Кипурим», иврит, 2003 г.) на стр. 296-297 описан следующий случай. В ночь 31.12.73/01.01.74 батарея «Хок» по ошибке выпустила ракету, которая попала в нефтедобывающую платформу F-10 («Мишорет hа-hафака F-10») на нефтепромыслах Балим (Суэцкий залив, у западного берега Синая) и полностью уничтожила её. 4 скважины, выходившие на эту платформу, горели в течении 2 месяцев. А всего эта авария привела к прекращению добычи нефти из 7 скважин (нефтепромыслы Балим, как морские, та и сухопутные, давали 90% нефти, добываемой на Синае). Причина ошибки - ротор на буровой платформе давал доплер, очень похожий на доплер вертолёта.

Через короткое время был построен подводный обходной трубопровод и скважины были заново подключены. Параллельно начались работы по восстановлению платформы. Однако они так и не были закончены Израилем - по промежуточному договору от 04.09.75 Израиль оставил часть Синая, включая и всё его западное побережье. Так что платформу заканчивали чинить уже египтяне.

Операция «Гозаль», 31.08.82

Операция «Гозаль» («Мивца Гозаль») уже упоминалась выше. МиГ-25Р Сирии проводил разведвылеты над Южным Ливаном на высоте 70,000 футов (21,336 м) и скорости 2.5М. Попытки перехвата истребителями были неудачными. Тогда было решено использовать ЗРК «Усовершенствованный Хок», несмотря на то, что его потолок составлял 65,000 футов (19,812 м), в израильских же источниках сказано о 55,000 футах (16,764). Для сокращения разницы ЗРК разместили на горе Джабль Барух (1,943 м над уровнем моря).

Считая МиГ-25Р неуязвимым, сирийцы проводили разведвылеты по одному сценарию: примерно раз в 10 дней, с одной базы. Первая попытка прошла 12.08.22, но РЛС подсветки HPI не смогла захватить цель. Тогда старший сержант резерва Пини Шефтер предложил внести в РЛС изменение: он изготовил прибор, позволявший осуществлять захват цели путём внесения в РЛС данных наведения по углу места с помощью ручной механической рукоятки на этом приборе. Была и создана специальная таблица стрельб («Таблат Гозаль») для работы с этим прибором. Вначале прибор испытали на батарее «Хок» на Стела Марис (Хайфа), далее его установили на батарее на Джабль Барух. Предварительные данные для стрельбы поступали от РЛС станции районного контроля (ЙАБА).

Уже через неделю HPI смог захватить цель, но условий для пуска тогда небыло. Следующий раз произошёл 31.08.82 в 07:25 утра. МиГ-21 был захвачен РЛС, выпущено 2 ракеты. Самолёт был повреждён, начал терять высоту и скорость и был добит парой самолётов F-15 из 106-й эскадрильи. Самолёт упал в Джунии (к северу от Бейрута), врезавшись в многоэтажный дом. Дом был пуст и на земле погибших небыло. Лётчик самолёта не смог катапультироваться и погиб. Полёты МиГ-25Р прекратились до конца войны. Прибор Шефтера был установлен на все батареи «Усовершенствованный Хок» ВВС Израиля. Сам же Шефтер был награждён призом Начальника технического управления штаба ВВС (РАЛьЦАД; в видео ниже этот момент - на 3:41).

Сбившая МиГ-25 батарея была самоходной (ПУ на базе М548), единственная такая батарея в ВВС. Принадлежала ЙАТНАМ-138.

image Click to view



Охота за ВР-3

В 70-90 гг. в СССР и далее в РФ производили несколько типов реактивных разведывательных БПЛА: Ту-141 «Стриж» (комплекс ВР-2), Ту-143 «Рейс» (комплекс ВР-3), Ту-243 «Рейс-Д» (комплекс ВР-3Д). Ту-143 был самым массовым, выпускался в 1973-1989 гг., с 1982 г. поставлялся на экспорт, в т.ч. в Ирак и Сирию.

Уже с 1982 г. Сирия начала использовать ВР-3 против Израиля. Известно, что в 1985 г. 1 такой БПЛА был сбит F-16 ВВС Израиля.

Но был ещё 1 случай, также в 80-е гг. Официальных данных нет, по слухам по ВР-3 выпустили то ли 11, то ли 13 ракет комплекса «Хок». Кроме того, по нему стреляли ещё и ЗРК «Чапарель» и в одном случае одна из ракет «Хок» на старте была сбита ракетой «Чапарель». А вот ВР-3 смог уйти.

Фотогаллерея:















Мобильный вариант ПУ на базе М548:







Ссылки:
  1. Исраэль Таль, Яир Таль «Исраэль Таль: Праким ле-Мильхемет Йом hа-Кипурим» («Исраэль Таль: главы по Войне Судного дня», иврит, 2019 г.).
  2. Шмуэль Гордон «30 Шаот бэ-Октобер» («30 часов в октябре», иврит, 2008 г.).
  3. Обсуждение на Фреш: атаки ВВС Сирии и Египта в начале ВСД.
  4. ЗРК «Хок», сайт ВВС Израиля.
  5. Войска ПВО, сайт ВВС.
  6. ЗРК «Хок», статья Википедии.
  7. История ПВО Израиля, статья Википедии.
  8. Первый воздушный бой ВСД, статья Википедии.
  9. Обсуждение «История ПВО Израиля» на waronline.org.

Война на истощение, Война 1967 г., Война 1982 г., hawk, Война 1973 г.

Previous post Next post
Up